13-03-12 / 2012
Новости отрасли
Эффективность приказа Минтранса № 258 напрямую зависит от желания грузовладельцев и собственников подвижного состава строить отношения ...

С начала марта приказ Минтранса № 258 заработал в полную силу уже по всей сети (за исключением одной, Северо-Кавказской железной дороги). О том, что его эффективность напрямую зависит от желания грузовладельцев и собственников подвижного состава строить отношения по-новому, нам напоминает первый заместитель генерального директора ЦФТО ОАО "РЖД" Сергей Колесников.

– Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, что на практике изменилось для грузовладельцев, операторов? Как именно трансформируется механизм взаимодействия участников рынка при подаче и согласовании заявки, отправке порожняка и пр.?

– С 18 января 2012 года вступило в силу положение Правил заполнения перевозочных документов, согласно которому при перевозке порожнего собственного вагона, направляемого под погрузку по согласованной заявке (формы ГУ-12) в вагоне данного владельца, в графе накладной "По заявке №" отправителем должны быть указаны сведения о согласованной перевозчиком на станции назначения подвижного состава заявке на перевозку груза в вагоне указанного в накладной владельца. При отсутствии на станции назначения порожнего вагона, следующего под погрузку, согласованной заявки на перевозку груза в вагоне данного владельца РЖД вправе отказать в согласовании приема этого вагона к перевозке.

Данные положения приказа устанавливают взаимосвязь между конкретным собственным порожним вагоном, принятым к перевозке и следующим под погрузку, и грузо-получателем, который будет его использовать для отправки груза, и направлены на целевое (адресное) отправление порожняка под погрузку по согласованной заявке (когда грузоотправитель – получатель подвижного состава его ждет и перевозка согласована), а следовательно, на более эффективное использование инфраструктуры за счет устранения дисбаланса использования погрузочных ресурсов и пропускной способности инфраструктуры.

– Готовы ли, на Ваш взгляд, участники рынка к таким переменам?

– Проверка перевозчиком наличия согласованной заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый порожний подвижной состав, на станции его назначения, если он следует под погрузку, является правом перевозчика, реализация которого будет осуществляться в информационных ресурсах при согласовании перевозок порожняка путем проверки соответствия информации о владельце, указанной в уведомлениях о предъявлении вагонов к перевозке, и заявках на перевозку.

Вместе с тем многие владельцы подвижного состава, игнорируя требования законодательства Российской Федерации, не обеспечивают внесение соответствующих изменений в сведения о пономерном учете (ведение такого учета относится к компетенции Федерального агентства железнодорожного транспорта), в результате чего ОАО "РЖД" обладает информацией, которая зачастую в режиме реального времени не содержит сведений о законном владельце вагонов.

– Не приведет ли новый порядок к каким-либо негативным последствиям – трате гораздо большего времени на подачу, согласование заявки и т. д.?

– На момент принятия Минтрансом указанного приказа пропускная способность инфраструктуры ОАО "РЖД" достигла критического значения в основном за счет нескоординированных действий грузовладельцев и собственников подвижного состава, затоваривавших станции невостребованными в перевозках порожними приватными вагонами. Это приводило к нарушению единого технологического процесса работы железнодорожных станций, а также к снижению их эксплуатационной и перерабатывающей способности.

С утверждением указанного приказа у РЖД появилась возможность контролировать перемещение порожних вагонов по инфраструктуре путем реализации права отказать в согласовании перевозки собственного подвижного состава в случае отсутствия на станции его назначения согласованной заявки на перевозку груза в вагоне этого владельца.

Таким образом, приказ Минтранса направлен в первую очередь на упорядочение перевозок приватных вагонов и сокращение хаотичного передвижения по инфраструктуре порожняка, в связи с чем представляется, что необходимость соблюдения его требований всеми участниками рынка обусловит разработку компаниями-операторами новых логистических схем и целевое использование приватных вагонов грузо¬отправителями.

– Какие меры уже предприняты ЦФТО ОАО "РЖД" и что еще планируется сделать в ближайшее время ввиду вступления в силу новелл указанного приказа? С какими сложностями пришлось при этом столкнуться?

– Основные проблемы при реализации приказа Минтранса были связаны со сложностью грузовладельцев разделить между собственниками подвижного состава парк вагонов, заявленный к погрузке в рамках одной заявки на перевозку.

Кроме того, как было уже отмечено, Правилами заполнения перевозочных документов установлена обязанность грузоотправителя указывать в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 владельца вагона, в котором предполагается отправка, в связи с чем операторы столкнулись с отсутствием в информационных системах, как уже отмечалось ранее, соответствующей информации о реальном владельце подвижного состава (когда вагоны находятся в лизинге либо переданы в субаренду без внесения в установленном порядке информации о смене владельца).

Согласно Правилам приема грузов, полномочиями на отправку порожних вагонов, которые вправе проверить перевозчик, обладают:

- владелец вагона (в том числе оператор железно¬дорожного подвижного состава);

- грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона;

- любое иное лицо, имеющее полномочия или указание владельца вагона на предъявление его порожнего подвижного состава к перевозке, выданное в письменной форме.

В целях реализации положений Правил приема грузов (в редакции приказа Минтранса России № 258) и с учетом указанных обстоятельств ОАО "РЖД" была создана электронная база доверенностей, содержащая информацию о выданных владельцами вагонов доверенностях и лицах, уполномоченных собственником быть отправителями порожняка.

– Как Вы считаете, сколько времени понадобится на отладку новой схемы работы? Насколько оперативно это можно сделать и от чего это зависит?

– Успешная реализация новой схемы работы с приватными грузовыми вагонами прежде всего зависит от желания грузовладельцев и собственников подвижного состава строить отношения между собой и с перевозчиком по новым правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

В свою очередь, ОАО "РЖД" рассчитывает на активную позицию участников рынка при внедрении новых условий работы железнодорожного транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru12.03.12Возможностей у перевозчика мало, нужно содействие других участников