11-12-19 / 2019
Новости отрасли
Эксперт назвала 10 ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте № 10-01

В области грузовых железнодорожных перевозок с 2026 года могут ввести новую тарифную систему. 12 ноября председатель правительства РФ Дмитрий Медведев поручил Минтрансу, Минфину, Минэкономразвития и ФАС совместно с РЖД до 30 января 2021 года представить проект новой модели тарифного регулирования. Свою позицию о том, что необходимо избежать при формировании новой тарифной системы, на круглом столе в рамках XVII Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство" высказала независимый эксперт Мария Никитина. Она обрисовала 10 ошибок, недопустимых в новом Прейскуранте.

Во-первых, необходимо избежать только косметических изменений. Прейскурант № 10-01 1990 года выпуска требует капитального ремонта, считает она.

"Основной принцип, который заложен в прейскурант 1990 года, - это платежеспособность грузов в точке сбыта. И грузы, и точки сбыта уже давно поменялись, а каких-то системных изменений мы не видели. РЖД всегда вместе с регулятором балансировало эти вещи дополнительными надбавками – коды, скидки на дальность, тарифный коридор сейчас. Все эти надбавки и скидки никогда не носили системный характер – кто-то получал, кто-то не мог пройти через бюрократическую систему. Самое основное, что они не решали ключевой вопрос – образования финансовой дыры РЖД, которая происходила из-за факторов, не зависящих от РЖД", поясняет она.

Во-вторых, перерасчет себестоимости из среднесетевой в поучастковую не может считаться инновацией тарифной системы.

"Мне непонятно, если наша проблема заключается в том, что мы не можем собрать достаточное количество денег на покрытие текущих затрат, почему, если мы разобьем эти деньги на части и заставим каждого платить ту же самую сумму по отдельности, почему денег появится больше или почему затрат станет меньше? Не понятно, как это решает ключевую проблему прейскуранта?", высказывается М.Никитина.

В-третьих, принципиально важно - менять тариф, а не говорить об изменении, скажем, неких внешних его признаках. Другими словами, можно легко реализовать идею расчета тарифа на смартфоне, однако проблемы, связанные с содержанием расчета, от этого не изменятся. По словам эксперта, вопрос диджетализации прейскуранта - дело техники. Если же рассматривать цифровизацию как основу для построения новой тарифной системы, то это значит, во-первых, реализовать учет макро- и микроэкономических факторов, влияющих на стоимость перевозки; в-вторых, обеспечить привязку тарифов к этапам изменения ключевых показателей; и в-третьих, реализовать тарифное моделирование, в том числе долгосрочное.

В-четвертых, надбавки и скидки должны быть экономически обоснованы. М.Никитина отмечает, что в Прейскуранте имеется более 100 различных поправочных коэффициентов. Например, понижающий коэффициент на дальность, который снижает тариф пропорционально дальности перевозки, он привязан к реальному снижению себестоимости при перевозке для РЖД. И в тоже время в текущем Прейскуранте есть понижающие коэффициенты на дальность, которые были установлены для сохранения кодов исключительных тарифов грузоотправителей при вступлении России в Единое экономическое пространство. Аналогичная ситуация по другим коэффициентам. Например, коэффициенты на груз или на тип отправки: иногда они отражают прямую связь с стоимостью груза, а иногда просто зашиты в Коды исключительного тарифа, или в протекционисткие меры поддержки вагоностроителей. Необходимо разделить все скидки и надбавки на две категории. Первая, скидки и надбавки связанные с себестоимостью перевозки. Вторая категория поправочных коэффициентов - коммерческая, которая должна быть связана с эластичностью спроса груза и его привлекательностью для РЖД.

Пятая ошибка, которую нельзя допустить, по мнению эксперта, состоит в том, что этапы перехода к новым тарифам должны быть "не для отвода глаз, а для достижения целевого состояния". "Перехода к новым тарифам содержит несколько этапов. На первом этапе сохраняются все проблемы старого Прейскуранта 10-01: непрозрачность, необоснованность, перекрестное субсидирование и тп. А под словом "новая" модель понимается гаджитализация. Но есть и следующий этап, когда речь идет о том, что тариф будет устанавливаться в зависимости от типа вагона, веса груза и иметь прямое отношение к себестоимости. Однако эти два этапа между собой никак не связаны И для нормального течения бизнес-процессов это выглядит очень странно. Обычно ставится конечная цель, и этапы привязаны к этой конечной цели. И они экономически детерминированы. К сожалению, сегодня этого не существует. Но хотелось, чтобы эта связь все-таки обнаружилась", высказывается М.Никитина.

Кроме того, необходимо учесть эластичность спроса на перевозку груза уже на первом этапе или прямо сейчас. С 2016 по 2019 гг была проведена большая межведомственная работа с привлечением профильных научных институтов и коммерческих организаций по учету в тарифе эластичности спроса на перевозку. Де-факто это принцип и так сегодня используется. Например, надбавку 13,4% в 2014 году на нефть на экспорт, и ее отмена после массового ухода нефти в трубу в 2018 году. Все эти коэффициенты отражают эластичность спроса этого груза на услуги РЖД. "Почему, если этот расчет уже сделан, не использовать это де-юре и уже сегодня не включить в прейскурант? Оценочно, мы можем увидеть доход от применения этой меры в около 100 млрд рублей".

Такеж М.Никитина обращает внимание на обеспечение транспарентности тарифных условий для всех и принцип адресности сбора средств/ введения надбавок

Дифференциация тарифов по типу подвижного состава непонятна, комментирует она 9-ю ошибку: "Почему, если металл едет в контейнере, он должен стоить в 2 раза дешевле, чем, если он едет в крытом вагоне? Для РЖД какая разница? Или наоборот, если едет порожняя цистерна, почему она должна платить в три раза больше, чем порожний вагон?".

И, наконец, последняя ошибка, которую нельзя допустить, тариф не должен зависеть от критики монополии. "В условиях субъективных принципов установления тарифов скидки легче дают тому, кто хвалит, а надбавку – тем, кто критикует монополию. Такая система порочна и любому руководителю объективно трудно проконтролировать за всеми злоупотреблениями на разных уровнях, если сама система это стимулирует", подытоживает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.12.2019