15-08-12 / 2012
Новости отрасли
Согласно постановлению правительства № 1051, привлеченный парк - априори временная мера, имеющая срок действия до конца 2012 года

Для того чтобы окончательно разрешить все проблемы, возникающие на полигоне, РЖД разработали проект новой технологии управления парками. Уже с июня на сети введен один из ее основных инструментов - календарное планирование. О результатах говорить пока рано. Первая реакция грузовладельцев - предсказуемо осторожная. Однако очевидно, что подобный механизм, который еще, конечно же, предстоит "отполировать", позволит сделать управление вагонопотоками более эффективным.

От ВСП к ЕСТП

Наряду с полемикой о том, насколько выгоден и эффективен оказался парк ВСП и нужно ли продлить его действие, не менее актуален вопрос разработки новой постоянной технологии работы, не ущемляющей экономических интересов ни одной из сторон. Представленный РЖД проект Единого сетевого технологического процесса (ЕСТП) уже вызвал оживленную дискуссию.

Напомним, одним из основных принципов предлагаемого ЕСТП является переход от непрерывного приема заявок к месячному планированию перевозок (причем не только грузов, но и порожних вагонов). "Это позволит повысить качество и точность нормирования ресурсов перевозчика, более эффективно управлять вагонным парком с учетом потребностей в погрузочных ресурсах на весь плановый месяц, а также повысить дисциплину грузовладельцев и операторов в части заблаговременного формирования параметров транспортного обслуживания (объемов, направлений, дат, владельцев подвижного состава), равномерности и предсказуемости перевозок грузов и порожних вагонов", - комментирует вице-президент ОАО "РЖД" Анатолий Краснощек.

В РЖД отмечают, что заявленные грузоотправителями объемы не должны постоянно изменяться в течение планируемого периода - это особенно важно сегодня, когда от достоверности подаваемых заявок зависит технология работы не только с груженым, но и с порожним вагонопотоком. Предлагаемый РЖД комплексный подход к управлению вагонными парками предусматривает четкую координацию действий ОАО "РЖД" в вопросах формирования планов и их реализации при взаимодействии с грузовладельцами и операторами.

При подаче дополнительных заявок на перевозку порожних вагонов в текущем календарном месяце рассматривается возможность их согласования на основе критериев отказа.

В случае согласования дополнительной заявки перевозка порожняка осуществляется с применением повышающих коэффициентов к тарифу (если объем превышает 3% от месячного плана). В перечень критериев для отказа входят перерабатывающие возможности станций отправления и назначения, а также пропускная способность участков с учетом ограничений по пропуску поездопотоков ("окна", предупреждения и т. п.).

Не все идет по плану

С июня на сети уже введено календарное планирование. Правда, грузовладельцы восприняли новшество осторожно. Дело в том, что такой механизм требует выстраивания долгосрочных планов, а это весьма непросто, особенно для небольших предприятий. Так, по словам представителя одной из таких компаний, завод согласно новым требованиям подал заявки на вагоны на месяц вперед, но затем в силу ряда причин производство было приостановлено и отгружать стало нечего. В итоге, получив подвижной состав, предприятие не смогло им воспользоваться и на его подъездных путях скопились вагоны, за простой которых приходится платить немалые штрафы. На заводе отмечают, что такой ситуации можно было бы избежать, если бы горизонт планирования составлял хотя бы две недели.

Кроме того, представитель другой компании-грузовладельца рассказал нам, что, помимо возникшей необходимости планировать "почти вслепую", им приходится сталкиваться и с другой проблемой. Дело в том, что даже заказанные таким образом вагоны приходят не вовремя и не в полном объеме, что чревато для компании простоем и задержкой доставки продукции клиентам. В результате чего предприятие вынуждено мало того что выполнять отгрузку с нарушением своих первоначальных планов, так потом еще и платить штрафы за невыполнение заявок или за то, что отгрузили не то, что заявляли, или не в том объеме.

Новое - это всегда хорошо забытое старое

Предлагаемое РЖД месячное планирование вызывает некоторые опасения у операторского сообщества.

"В условиях меняющихся рынков и производственных программ горизонт месячного планирования может быть не очень точным: не все можно предусмотреть. Для нас предпочтительнее непрерывное планирование", - говорит генеральный директор ЗАО "Сибур-Транс" Максим Зинченко.

Председатель Некоммерческого парт-нерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольга Лукьянова считает, что для грузовладельцев польза от решения вернуться к месячным планам погрузки неочевидна, поскольку эти планы все равно едва ли будут выполнены, если учитывать волатильность современных товарных рынков. "Напротив, такая система принесет только вред, ведь известно, что чем жестче планирование, тем хуже система приспосабливается к изменениям, в том числе конъюнктурным, и тем большие издержки будут нести грузоотправители", - полагает она.

Нелишним будет напомнить, что переход от месячного к непрерывному планированию в свое время ознаменовал и переход от советской к рыночной модели. Это новшество совпало с процессом формирования системы фирменного транспортного обслуживания, потребность в которой и была продиктована новыми требованиями рынка. "Практика показывает, что далеко не все грузоотправители, даже крупные, могут гарантировать погрузку с разбивкой по датам и объемам, отсюда и невозможность точного прогнозирования передвижения порожних вагонов операторов. Месячное планирование не позволит реагировать на новые заявки грузоотправителей, что скажется на грузовой базе железнодорожного транспорта", - считает О. Лукьянова.

У операторов - встречное предложение

Исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" Дмитрий Королев предлагает пересмотреть принципы календарного планирования в отношении сроков и глубины периода. "В частности, необходимо одновременно осуществлять объемное месячное, скользящее недельное и оперативное планирование. На каждом этапе следует установить различную степень ответственности и штрафы за неисполнение планов. При этом необходимо предусмотреть поэтапное внедрение нового технологического процесса. На первом - реализовать объемное месячное планирование по шахматкам порожних вагонопотоков, а на конечном - применять скользящее календарное недельное планирование с введением заявки на порожний рейс", - отмечает он.

Участники Совета рынка подготовили проект Единого регламента взаимодействия диспетчерских и логистических подразделений операторов - членов НП с ЦД и ЦФТО. В соответствии с ним трехуровневая система планирования выглядит следующим образом. Для месячного планирования вагонопотоков оператор направляет на согласование перевозчику шахматку порожних вагонопотоков на предстоящий месяц с детализацией по дорогам отправления и назначения с указанием в ней планируемого объема перевозок и времени движения. ЦД и ЦФТО, в свою очередь, отправляют согласованный вариант обратно оператору. В течение месяца последний совместно с ОАО "РЖД" контролирует его исполнение.

Аналогичным образом осуществляется недельное планирование, только шахматка предоставляется более детализированная: с разбивкой не только по дорогам, но и по крупным погрузочно-разгрузочным узлам, а также включает в себя элементы календарного планирования. А оперативное планирование ориентировано на корректировку суточного плана при его существенном отклонении (более чем на 15%) от согласованной месячной и уточненной недельной шахматки.

"Целью предлагаемых в регламенте организационных мероприятий является не только улучшение коммуникации между оперативно-диспетчерскими службами операторских компаний и структурными подразделениями ОАО "РЖД", но также интеграция и синхронизация процессов планирования между перевозчиком и операторами. Это позволит более равномерно и оптимально распределить нагрузку на инфраструктуру и увеличить объем перевозимых грузов", - убежден Д. Королев.

Будем искать компромисс

Впрочем, в РЖД отмечают, что, к сожалению, далеко не всегда имеется возможность учесть предлагаемые операторами изменения. Во-первых, оборот вагона сейчас составляет 15 суток, и уже исходя из этого планировать перевозки на меньший период не очень рационально. Во-вторых, возникает вопрос: что же тогда делать с планированием обеспечения перевозки тяговыми ресурсами? В настоящее время работа локомотивов и локомотивных бригад расписывается на месяц. И представляется, что держать их все время в "горячем" состоянии - не самое эффективное решение. Кроме того, с апреля по октябрь на сети активно ведутся ремонтные работы, график которых всегда известен заранее, и перевозки нужно планировать с его учетом.

По мнению первого заместителя начальника Центральной дирекции управления движением ОАО "РЖД" Романа Сайбаталова, пожелания РЖД и операторов к планированию перевозок вряд ли могут совпасть на 100%, исходя из разных интересов и условий работы. Но всегда можно найти компромисс, так или иначе совместив требования разных участников перевозочного процесса к технологии, непосредственно касающейся каждого из них. В любом случае пока еще время для поиска такого компромисса есть. Будем надеяться, что оно не будет потрачено впустую.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru14.08.12В спорах рождается истина