Против лома нет приема?
В первом квартале 2006 года Россия экспортировала 1 млн. 470 тыс.тонн лома черных металлов, то есть почти вдвое меньше, чем за аналогичный период 2005-го. Что это - новая тенденция или всего лишь временный спад?
Нужный товар на все времена
Начиная с 2001 года, Россия наращивала поставки лома черных металлов на международные рынки. За последние пять лет объемы выросли с шести до почти четырнадцати млн.тонн. Как утверждают аналитики, рывок был совершен не за счет снижения внутреннего потребления, а из-за качественного улучшения заготовки лома: в середине 90-х в стране собиралось 10-12 млн.тонн, а спустя десятилетие уже 27-29.
В советское время существовала четко определенная схема заготовки лома, когда каждое предприятие (включая и социальную сферу) имело план сдачи и было обязано его выполнять. Хрестоматийными стали истории о том, как в утиль отправлялись новые, еще не распакованные станки, уникальное оборудование, содержащее ценные металлы, и т.п. После перестройки возникали не менее знаковые для своего времени ситуации, когда путем сдачи в лом разворовывались целые предприятия. Единая государственная система предприятий "Вторчермета" работала исправно, получала заданное количество отходов и по разнарядке отправляла куда следует. Экономический кризис конца прошлого века разрушил отлаженную схему, что привело к резкому сокращению объе¬мов сбора и переработки; практически все "Вторчерметы" пришли в упадок.
Структура современной ломозаготовительной отрасли существенно отличается от своей советской предшественницы. Существуют несколько крупных компаний, контролирующих основные товарные регионы России. На Северо-Западе это ЗАО "Вторчермет", в Центре - ПГ "МАИР", на Урале - "Уралвторчермет" и т.д. Становлению значительной части из них способствовали выгодные экспортные условия: в 90-х получить "лишние" средства для развития производства, работая лишь на внутреннем рынке, было практически невозможно, а поставки за рубеж оплачивались "живыми" деньгами. Это дало возможность обновлять фонды, оборудование, а главное - покупать новые активы. Если посмотреть, что представляют собой современные лидеры отрасли, то нетрудно заметить в их составе два-три-четыре-пять бывших "Вторчермета". Однако есть и другая категория игроков: в конце 90-х рынок начали осваивать тяжеловесы - практически все металлургические комбинаты стали вкладывать сюда свои деньги. Шаг закономерный и оправданный, если учесть, что металлолом на сегодняшний день в России - самый дешевый вид металлошихты.
В конце июля 2006 года ОАО "НЛМК" создало профильную дочернюю структуру - ООО "Вторчермет НЛМК", которое будет заниматься заготовкой и переработкой лома, действуя в интересах комбината. Собственные ломозаготовительные предприя¬тия есть у "Евраза", "Северстали", ММК.
Ломать - не строить
Если в России металлолом - самое дешевое сырье для выплавки стали, то на мировом рынке цены на него почти сравнялись со стои¬мостью на чугун и губчатое железо. Это во многом определило экспортный интерес российских поставщиков. В 2005 году количество реализованного на мировом рынке лома составило около 87-90 млн.тонн, а среднегодовое его потребление, начиная с 2000 года, держится на уровне 365-375 млн. При этом Евросоюз импортирует около 45% суммарного объема, страны АТР - 30%, Турция и Северная Америка - по 10%. С 2001 по 2005 годы Россия занимала лидирующее положение в мире по объемам поставки лома на экспорт, опережая США (Штаты вывезли в 2005-м 11 млн.тонн при уровне заготовки 63,3 млн.). Основные потребители нашей продукции: Турция - 30%, Испания, Италия, Греция - 20-25%, АТР – 40-45%.
Есть страны, в которых этот вид экономической деятельности вообще запрещен законодательно, а в Китае существует сложная схема ограничений, регулирующая вывоз. Связано это с тем, что постоянно растущий выпуск стали естественным образом стимулирует рост потребности в металлоломе. Во всем мире на смену мартеновскому способу производства приходят кислородно-конвертерный и электропечной, причем последний базируется преимущественно на потреблении лома. Россия также активно переходит на новые технологии. Если в 2003 году доля мартеновской выплавки составляла 23%, кислородно-конвертерной - 61%, а электро¬печной - 16%, то, по прогнозам Минпромнауки, в 2007-м показатели будут на уровне 4%, 68% и 28% соответственно. По некоторым данным, в ближайшие четыре-пять лет будут введены в эксплуатацию около десяти новых металлургических комплексов, потребляющих от одного до двух млн.тонн черного лома каждый. Некоторое время назад прозвучала идея о целесообразно¬сти государственного запрета российского экспорта лома, в част¬ности предлагалось огра¬ничить количество морских портов, через которые можно осуществлять перевалку груза. Однако инициатива поддержана не была и объемы экспорта регулирует только рынок.
У частника – дешевле
По данным ФТС РФ, по итогам пяти месяцев 2006 года объемы экспорта лома снизились на 39% и составили 3,16 млн.тонн. По сравнению с итогом четырех месяцев, когда вывоз упал в два раза, цифры более "радостные". Одни аналитики объясняют ситуацию колебаниями цен на мировом рынке, другие тем, что рост потребления делает внутренние условия более комфортными для продавцов лома. Нельзя не отметить и влияние аномально холодной зимы, которая практически парализовала заготовку отходов в январе-феврале 2006 года. В этом случае показательна ситуация с перевозками по железной дороге: по данным ЦФТО РЖД, при общем увеличении погрузки на 2,2% в январе-апреле по сравнению с аналогичным периодом 2005-го отправки лома в целом по сети упали на 14,9%, при этом их доля в общем объеме снизилась на 0,3% (до 1,5%). Среднестатистический показатель в 2005 году держался в районе 2%.
Транспортировка этого вида груза осуществляется в открытых полувагонах (80-85% всех поставок) и автотранспортом. Наибольший объем автоперевозок (до 30%) приходится на юг России, что объясняется относительной близостью ломоперерабатывающих баз к портам и, как следствие, отсутствием необходимости осуществлять доставку на дальние расстояния. Подчеркнем, что для российского рынка черного лома характерна географическая локализация. Это связано с тем, что заготовка рентабельна на сравнительно небольших территориях. Петербургский "Вторчермет" не станет закупать лом на Дальнем Востоке. Особенности в организации процесса имеет каждая территория, например, на Северо-Западе 80-90% продукции отправляется на экспорт благодаря наличию удобных портовых перевалочных мощностей. (При общем падении объемов российского вывоза лома в СЗФО он остался на прежнем уровне, а по итогам года ожидается рост). На Урале практически все потребляется металлургическими комбинатами.
Наряду с РЖД перевозками занимаются несколько операторов, среди которых "Евросиб", "Новая перевозочная" и др. Как отметили в ПО "Уралвторчермет", сотрудничество с независимыми компаниями дает возможность получить скидку в размере 3-10% от официального тарифа, а кроме того бесплатно использовать вагоны в пунктах погрузки в течение трех-пяти дней.
По прогнозам специалистов Магнитогорского металлургического комбината и ряда других экспертов, в ближайшее время ресурсы лома в России будут сокращаться, что отражает картину снижения уровня потребления стали в недалеком прошлом. В этой ситуации ломозаготовители будут вынуждены работать с более трудно¬доступными ресурсами, что автоматически приведет к повышению цены продукта. Это обстоятельство плюс введение дополнительных металлургических мощностей приведет к еще большему сокращению объемов экспорта.
Точка зрения
Игорь Асатуров, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания»
В 2005 году компания перевезла около 150 тыс. тонн лома черных металлов, а по итогам шести месяцев 2006-го наметился небольшой рост объемов.
Основные грузопотоки лома ОАО «НПК» проходят по территории Сибири, Урала, Дальнего Востока. С января 2006-го компания начала перевозить этот вид груза в Центральном и Северо-Западном регионах России. Изменения в географии перевозок связаны с расширением круга клиентов компании и, таким образом, выходом на новые региональные рынки. Перевозки лома черных металлов - это не только выгодный, но и трудоемкий процесс, требующий от операторов быстрых и нестандартных решений. Одна из основных проблем – отсутствие у компаний, специализирующихся на поставках металлолома, необходимой инфраструктуры: отведенная под погрузку полувагонов территория имеет ограниченный доступ (так называемые «маленькие фронты»), не предусмотрены места для отстоя подвижного состава. Эффективность перевозок металлолома, таким образом, вырастет, если подача вагонов операторами будет происходить строго в сроки, указанные грузоотправителями, чтобы не допустить скопления подвижного состава в местах погрузки. В этом случае большую роль играет наличие у компании собственного диспетчерского центра. В частности, НПК постоянно отслеживает подобные изменения, в режиме он-лайн поддерживая связь с клиентами.