25-10-07 / 2007
Компания в СМИ
РЖД-Партнёр, № 20, октябрь 2007

Рынок встречает ПГК: ожидания и опасения

Владимир Якунин, президент ОАО «РЖД»

– У нас была сложная дискуссия по поводу создания, а также IPO Первой грузовой компании. Мы долго искали оптимальный путь организации этого предприятия. Но сегодня уже определились, и есть единая позиция. Она заключается в том, что создание ПГК будет основой развития рынка грузовых перевозок.

Владимир Андриянов, исполнительный директор по транспорту ОАО «Магнитогорский меткомбинат»

– Сейчас, после создания ОАО «ПГК», нужно выработать правила игры. Со стороны грузовладельца непонятно, каким образом выстраивать взаимоотношения с ОАО «РЖД» и ее дочерним предприятием, когда именно подвижной состав будет передан в соб¬ственность дочерней компании, будет ли меняться его нумерация? Поэтому хотелось бы, чтобы ОАО «РЖД» дало разъяснения, как будут строиться взаимоотношения в части того парка, который окажется у Грузовой компании. Всем понятно, что если, допустим, придут вагоны ОАО «ПГК» и я их не смогу грузить, то выгоды, наверное, ни у меня, ни у Грузовой компании не будет, поэтому этим вопросом нужно заниматься системно.

Евгений Попов, менеджер по развитию логистики концерна Stora Enso Wood Supply Russia

– В связи с передачей части полувагонов общего парка в ведение Грузовой компании ожидается еще больший дефицит подвижного состава, работающего по фиксированным расценкам Прейскуранта № 10-01. Так как принципы ценообразования в создаваемой Первой грузовой к настоящему времени неясны, то можно предположить, что основным риском станет повышение конечной стоимости перевозки для грузоотправителя, особенно при транспортировках грузов первого тарифного класса.

Владимир Прокофьев, генеральный директор ООО «БалтТрансСервис», президент Ассоциации перевозчиков и операторов железнодорожного подвижного состава

– ОАО «Первая грузовая компания» будет стремиться войти на те рынки, где уже давно и достаточно интенсивно работают и ОАО «РЖД», и частные компании-операторы. Но любому новому участнику, даже такому крупному, как ПГК, будет достаточно сложно завоевать (или отвоевать) собственную нишу. Между тем в планах развития вновь создаваемой компании заложен достаточно высокий уровень прибыльности, и в самой компании прогнозируют, что уровень их ставок будет достаточно высоким, – возможно, по ряду грузов выше, чем ставки ОАО «РЖД». Здесь усматривается некоторое противоречие, которое придется решать менеджменту Первой грузовой компании. Также обратил бы внимание на то, что на сегодняшний день еще не отработана система взаимоотношений ОАО «РЖД» и дочернего предприятия и вообще, как известно, нормативно-правовая база в сфере регулирования деятельности операторов подвижного состава в целом. Вот этим в ближайшее время нужно будет заниматься в первую очередь.

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания»

 – Прогнозировать поведение Первой грузовой компании сложно. Пока вообще не ясно, какую нишу в условиях сложившегося рынка займет еще один игрок. Чтобы существенно потеснить на нем операторов, ПГК придется приобретать новый подвижной состав, иначе произойдет лишь некоторое перераспределение объемов: если общее количество вагонов остается прежним, то и объемы перевозок останутся такими же. В любом случае операторы должны будут определить для себя стратегию работы в новых условиях и ответить на ряд вопросов: как бороться за клиента, предоставлять ли скидки, повышать ли качество оказываемых услуг. Возможные риски связаны с доступом Первой грузовой компании к инфраструктуре. Не понятно, будут ли у нее преференции в этом вопросе и будет ли она уравнена в правах с другими операторами. Аналогичная ситуация и с ремонтом. Сейчас вагоны РЖД обслуживаются в первую очередь и по себестоимости. Изменится ли ситуация с появлением Первой грузовой компании, покажет время.