Особо ценный груз
Высокие темпы роста в автомобильной индустрии привели к тому, что российский рынок логистики в данной сфере в настоящий момент не справляется с возлагаемыми на него ожиданиями. Преодолеть сложившуюся ситуацию возможно путем увеличения объема перевозок автомобилей и комплектующих с помощью железнодорожного транспорта. Однако пока автопроизводители перераспределяют свои грузопотоки весьма неохотно.
Ключевая индустрияПо данным АСМ-Холдинга, за первые семь месяцев текущего года производство отечественных автомобилей выросло почти на 10% по сравнению с практически восьмипроцентным падением годом ранее. Потребление иномарок, в том числе собранных в России, по итогам первого полугодия 2006-го возросло на 55% к предыдущему году. Целый ряд мировых автопроизводителей находятся в процессе строи¬тельства заводов на территории Российской Федерации, и к моменту их выхода на полные мощности общий объем производства иномарок отечественной сборки превысит миллион автомобилей в год.
Еще одним мощным толчком для развития отрасли, а также повышения ее инвестиционной привлекательности послужит принятие подготовленных Минэкономразвития поправок в Постановление Правительства о промсборке. С сентября текущего года производители комплектующих автомобилей иностранных марок в России смогут работать в режиме промышленной сборки и пользоваться таможенными льготами при ввозе в страну деталей (ранее режим распространялся только на производителей автомобилей). В настоящее время, по данным МЭРТ, в рамках режима промсборки уже подписано девять соглашений с автопроизводителями, которые планируют выпускать до 700 тыс. машин в год при инвестициях в производство в размере $2,2 миллиарда.
В целом за последние четыре года продажи новых легковых автомобилей в России возросли более чем на 30%. Объем их реализации (включая подержанные) увеличился с 1,2 млн. штук в 2000 году до 1,8 млн. в 2005-м.
Рынок транспортировки автомобилей является перспективным и высокодоходным. По прогнозам ОАО «РЖД», общий объем перевозок новых и б/у автомобилей, с учетом транзита в страны СНГ, к 2010 году должен составить более трех млн. единиц.
При этом уже сегодня в наиболее развитом сегменте рынка перевозок автомобилей автотранспортом наблюдается нехватка специализированных грузовиков-автовозов, что позволяет автоперевозчикам поднимать цены на транспортировку, не проводя мероприятий по повышению качества обслуживания. Учитывая увеличивающиеся объемы поставок автомобилей в Россию, этот дефицит будет только возрастать. Эксперты отмечают, что на рынке автомобильной логистики сложилась достаточно сложная ситуация. Помимо обозначенного недостатка автовозной техники, тому есть и другие причины. Так, количества терминалов, через которые осуществляется импорт автомобилей, недостаточно. Растут очереди на пограничных пунктах. При этом не секрет, что в ряде регионов РФ качество автомобильных дорог крайне низко и после транспортировки по ним автомобиль нуждается в ремонте. В связи с этим ведущим производителям автомобилей и автодилерам уже сейчас целесообразно обратить внимание на альтернативный железнодорожный транспорт.
Мал золотник, да дорогОднако пока роль железнодорожного транспорта в доставке готовых автомобилей невелика. На расстояниях до 2 тыс.км пере¬возка фурами-автовозами составляет 100%. Транспортировка авто¬мобилей и комплектующих по железной дороге считается рентабельной на расстоянии свыше 3,5 тыс.км. Их доля в общем объеме не превышает и 10%. В основном сегодня по стальным магистралям перевозится продукция АВТОВАЗа (который изначально строился с учетом транспортировки готовых машин железнодорожным транспортом), а также подержанные автомобили с Дальнего Востока и из стран Балтии.
При этом, как отмечают эксперты, в развитых странах при перевозке легковых автомобилей традиционно используются возможности железной дороги. Например, в Северной Америке такие транспортировки составляют 70% и занимают третью позицию в грузообороте железных дорог (после угля и химикатов). В Европе схожая ситуация.
Одной из основных причин недостаточного использования железной дороги для перевозки автомобилей и автокомплектующих в России является отсутствие специализированных вагонов-автомобиле¬возов, пригодных для доставки новых иномарок. Кроме того, срок доставки по железной дороге значительно выше, чем у трака-автовоза. Препятствует развитию железнодорожных перевозок и отсутствие распределительных специализированных терминалов с СВХ, позволяющих накапливать, сортировать и готовить автомобили перед погрузкой в вагоны. В целом транспортные услуги при доставке автомобилей по железной дороге разрозненны, качество их недостаточно высокое, отсутствует столь важная для авто¬производителей комплексность услуг. Кроме того, есть проблемы с доступом к информации по местонахождению автомобиля при доставке его по железной дороге.
Логистика перевозок продукции автопромышленных предприятий, интегрированных с российским производством, базируется на трех основных схемах: поставки импортных комплектующих; поставки комплектующих российского производства; дистрибуция готовой продукции. «Такая многовекторная логистика требует от производителей интенсивного снижения издержек транспортной составляющей», — подчеркивает генеральный директор ОАО «ТрансКонтейнер» Петр Баскаков.
Руководитель подразделения по оказанию услуг предприя¬тиям авто¬прома Ernst&Young Иван Бончев отмечает, что развитию логистических схем доставки автомобилей и комплектующих в Россию мешает длительное таможенное оформление, долгие сроки доставки (требования автопроизводителей — пять-семь рабочих дней, фактические же сроки составляют до двух недель). Кроме того, только около 60% рынка регулируется договорными обязательствами между ведущими логистическими компаниями и официальными импортерами, в то время как остальная доля приходится на «серый» импорт.
«Мы ожидаем от железной дороги не только сокращения сроков доставки и оптимизации тарифов на перевозку, но и повышения качества. А это прежде всего предполагает комплексность услуг, содержание железнодорожных терминалов в надлежащем качестве, обучение персонала и повышение прозрачности работы ОАО «РЖД», — подчеркивает руководитель отдела логистики ООО «Фольксваген Групп Рус» Елена Костерева.
Пока же качество перевозки не всегда надлежащее. Менеджер по планированию и логистике «Форд Мотор Россия» Эдуард Карибов отмечает, что производители достаточно часто сталкиваются с порчей груза при перевозке железной дорогой: «Такие повреждения входят в наши убытки, так как доказать страховщикам вину ОАО «РЖД» бывает практически невозможно».
Основные маршрутыНесмотря на то, что доля перевозок автомобилей и комплектующих железнодорожным транспортом невелика, ряд проектов здесь все же реализуется, причем большое число автомашин перевозится в контейнерном парке ОАО «ТрансКонтейнер». В январе 2005 года компания начала организацию поставок комплектующих для сборки автомобилей Hyundai из Республики Корея на Таганрогский автомобильный завод. Этот проект успешно развивается в партнерстве с компанией «Русская тройка». Кстати, именно РТ перевозит порядка 70—75% комплектующих для ТагАЗа, причем 100% в контейнерах.
В мае этого года в рамках национального проекта «Здравоохранение» по долгосрочному соглашению с ОАО «ГАЗ» «ТрансКонтейнер» начал поставку специализированных автомобилей «скорая помощь» в районы Сибири и Крайнего Севера.
«В марте этого года мы стали переводить на автосборочный завод в Узбекистане комплектующие корейской компании GM Daewoo, — рассказывает П.Баскаков. — Ранее этот груз доставлялся по Транскитайскому маршруту, но предложенный нашим агентом в Южной Корее сервис с подключением Транссибир¬ской магистрали позволил сократить время сквозной перевозки из данной страны в Узбекистан с 28 суток до 15-ти. С ноября этого года объем вверенных нам поставок на этом маршруте увеличивается с 50% до 75%».
В настоящее время компания успешно завершила очередной раунд переговоров с фирмой Volkswagen о поставках с начала 2007 года комплектующих на строящийся завод в Калуге Московской области. Особенностью данного проекта является сотрудничество «ТрансКонтейнера» с экспедиторскими компаниями Немецких железных дорог. «Также совместно с нашим стратегическим партнером — украинским государственным центром контейнерного сервиса «Лиски» — налажены регулярные поставки из Румынии в Москву через Украину комплектующих компании Renault», — добавил П.Баскаков. «Из Румынии поезда с контейнерами прибывают на одну из московских товарных станций, где они разгружаются и растаможиваются, — сообщили в компании. — Далее, до завода «Автофрамос», комплектующие перевозятся грузовиками. Транспортировка, включая загрузку, занимает в среднем неделю».
Одним из крупнейших игроков на рынке железнодорожных перевозок автомобилей является ЗАО «Группа компаний «Аппарель», которая оперирует парком из 1100 специализированных вагонов. Компания реализует стратегию дифференциации — работает на рынке как монопродуктовая транспортно-экспедитор¬ская фирма, доминирующая на перевозках отдельных грузов, требующих вагонов особой конструкции, специального технического обслуживания и погрузочно-выгрузочных устройств. Основными клиентами компании являются российские автомобильные заводы.
Компания «Евросиб» в 2005—2006 годах осуществляла контейнерные перевозки готовых автомобилей и автокомпонентов из Китая для таких крупных компаний, как «Ирито», «Пекинский джип» и других. Основными направлениями перевозок являются Сибирь, Центр и Юг России. Также «Евросиб» рассматривает возможности перевозок автомобилей и машинокомплектов из стран Европы.
Кроме того, на этом рынке работают «Дальневосточная транс¬порт¬ная группа», «Ф.Е.-Транс», НПК.
Места под солнцем хватит всем?В последнее время было заявлено о целом ряде амбициозных проектов, так или иначе связанных с освоением сектора перевозок автомобилей и комплектующих.
Совет директоров ОАО «РЖД» принял единогласное решение одобрить представленные к рассмотрению документы по созданию совместной с ООО «ТрансГрупп АС» «дочки», которая будет специализироваться на перевозке автомобилей по железной дороге. В настоящее время принятие окончательного решения об образовании дочернего общества сдерживается в связи с отсутствием положительного заключения по представленному в Росимущество откорректированному отчету об оценке рыночной стоимости объектов подвижного состава, вносимых в качестве вклада в уставный капитал создаваемой компании. По словам первого вице-президента ОАО «РЖД» Вадима Морозова, обращение с просьбой «ускорить решение вопроса» направлено в Росимущество в середине сентября.
Еще на этапе подготовки бизнес-проекта для наработки схем будущего взаимодействия СП с пользователями в аренду ООО «ТрансГрупп АС» было передано более 1,5 тыс. крытых вагонов-автомобилевозов. В результате к настоящему времени сформирована клиентская база и заключены необходимые договоры, привлечен к работе высокопрофессиональный менеджмент, ведутся работы по модернизации морально устаревших моделей подвижного состава.
При этом, по словам первого вице-президента ОАО «РЖД», проект предусматривает не только «приведение структуры вагонного парка в соответствие растущим потребностям рынка, обновление и модернизацию подвижного состава, но и строительство автомобильных терминалов, переключение значительных объемов перевозок автомобилей из стран дальнего зарубежья в Россию, создание вокруг терминалов сервисных центров для оказания клиентам комплексных логистических услуг».
Большую часть прибыли, извлекаемой из железнодорожных перевозок автотранспорта, предполагается инвестировать в обновление вагонного парка и развитие терминального комплекса. Так, планируется, что к седьмому году деятельности СП численность нового вагонного парка будет доведена до 10750-ти крытых вагонов-автомобилевозов, разработанных специально для «ТрансГрупп АС» компанией Fahrzeugtechnik Dessau AG (Германия), а сухопутные терминалы будут располагаться в Москве, Екатеринбурге, Новосибирске, Калининграде, Алматы (Казахстан) и Киеве (Украина). Кроме того, в качестве автомобильных терминалов будут использоваться морские порты. «Эстонская Мууга уже сейчас готова разгрузить переполненные автомобилями порты Финляндии, а первая очередь терминала в бухте Святой Троицы будет введена в ноябре 2006 года», — отмечает В.Морозов.
В соответствии с базовым сценарием развития дочернего общества к 2012 году СП планирует занять до 70% рынка железнодорожных перевозок автотранспорта и до 25% от общего объема перевозок автомобилей в России.
Перевозка автомобилей железнодорожным транспортом с использованием современного специализированного подвижного состава имеет целый ряд преимуществ. В первую очередь, это лучшая защищенность данного груза от внешних воздействий при перевозке в крытых вагонах. Важно и то, что современные модели вагонов способны везти 16 легковушек, тогда как один автовоз без прицепа перевозит всего шесть-семь.
Не менее активно развивается и процесс контейнеризации автомобильной промышленности. Причина этого явления также состоит в том, что для транспортировки машин на короткие расстояния автомобилевозов и вагонов не хватает, а на длинные — быстрее, дешевле и безопаснее использовать контейнеры. При этом, по мнению экспертов, перевозки автомобилей и машинокомплектов в Юго-Восточной Азии контейнеризированы в большей степени, нежели в Европе.
С начала года на базе российских и зарубежных агентств создается система центров клиентского сервиса ОАО «ТрансКонтейнер». Прямые контакты агентов «ТрансКонтейнера» в странах СНГ, Балтии, Европе и Юго-Восточной Азии с крупными грузовладельцами или их дочерними экспедиторскими компаниями расширяют возможности по созданию кольцевых маршрутов, что оптимизирует транспортные издержки.
Первой на рынок с предложением перевозки готовых автомобилей в контейнерах в качестве самостоятельного сервиса вышла «Новая перевозочная компания». Отдельные фирмы также пытались заниматься подобной перевозкой, но услуга не носила массового и регулярного характера. Как правило, под ней подразумевалась отправка двух-трех машин под заказ клиента. Первая партия автомобилей в контейнерах из Владивостока была отправлена в конце августа текущего года.
Планы НПК весьма амбициозны. «По предварительным расчетам, в следующем году можно будет перевозить уже около двух тысяч контейнеров в месяц в направлении Сибири, Урала, портов Дальнего Востока, — рассказывает генеральный директор «Новой перевозочной компании» Игорь Асатуров. — Для этого планируется задействовать собственный и арендованный контейнерный парк в размере не менее двух тыс. 20-футовых контейнеров, а также сеть частных контейнерных терминалов — собственных и совместных с другими компаниями-операторами».
По мнению экспертов, на направлении Владивосток—Москва проект НПК может быть успешным только при транспортировке подержанных авто. С новыми автомобилями сложнее. Однако у «Новой перевозочной компании» есть шанс занять и эту нишу. Компания «Евросиб» совместно с новосибирскими автосборщиками перешла к перевозке готовых автомобилей из Китая. Первая партия из 96-ти автомобилей марки Cherry в 24-х контейнерах Trans-Rak прибыла в Новосибирск по заказу Новосибирского автомобильного завода. С октября 2006 года «Евросиб» будет осуществлять регулярные перевозки автомобилей из Китая в Россию в контейнерах Trans-Rak. В качестве основных заказчиков выступают ООО «Черри-Моторс» и холдинг «Атлант-М». Транспортировка будет осуществляться двумя блок-трейнами по 45—50 фитинговых платформ с контейнерами Trans-Rak в Новосибирск и Москву.
Контейнер Trans-Rak представляет собой систему металлических рам с аппарелями, предназначенную для раскрепления автомобилей в контейнерах. В настоящее время уже 48 контейнеров «Евросиба» оснащены новым оборудованием, на каждый из них выдан сертификат Lloyd. По словам представителей компании-производителя системы Trans-Rak, «Евросиб» является первой компанией на территории бывшего СССР, закупившей подобное контейнерное оборудование.
Система Trans-Rak позволяет погрузить в стандартный 40-футовый контейнер четыре полноразмерных автомобиля с кузовом типа седан. Ранее в контейнер было возможно погрузить только три подобных автомобиля. Таким образом, система позволяет перевезти четыре автомобиля по цене трех.
Явным ее преимуществом является обеспечение 100-процентной безопасности и сохранности груза во время погрузки и транспортировки.
По словам Андрея Городецкого, руководителя направления «Юго-Восточная Азия» ЗАО «Евросиб-Терминал», у компании уже заключен контракт на изготовление и установку ста комплектов нового оборудования. «Думаю, новая технология будет пользоваться популярностью у грузовладельцев, вполне вероятно, что в будущем мы увеличим парк таких контейнеров», — говорит он.
Точка зренияИгорь АСАТУРОВ, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (НПК)
Для НПК перевозка автомобилей в контейнерах - удачное решение проблемы обратной загрузки вагонов, для клиентов - реальный выход из ситуации с нехваткой специализированного подвижного состава. Из-за дефицита платформ-«сеток» заказчики иногда по два месяца ждут транспортировки автомобилей с Дальнего Востока.
Срок доставки существенно сократится, так как автомобиль загружается в контейнер сразу после передачи его владельцем нам и отправляется уже на следующий день. А стоимость перевозки в контейнере на 5% ниже, чем на платформе-сетке. К тому предложенный способ безопаснее, поскольку в контейнере автомобиль надёжно защищён от повреждений в пути.