20-04-15 / 2015
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, №7, апрель 2015

Минпромторг предложил для стимулирования списания универсальных вагонов, срок службы которых превышает назначенный производителем, повысить тариф на порожний пробег на 48%. Поможет ли такая мера пополнить парк инновационным подвижным составом?

Денис Мантуров, министр промышленности и торговли РФ

– Повышенный коэффициент 1,48 на порожний пробег для универсальных вагонов, эксплуатирующихся за пределами назначенного срока службы, стимулирует операторов избавляться от старого подвижного состава и поможет поднять объемы закупок до уровня 40 тыс. ед. в год, соответствующего минимальной загрузке новых машиностроительных предприятий. Однако для кардинального решения проблемы к этой мере следует добавить и другие. Например, ужесточить сертификацию вагонов и существенно изменить действующий механизм их допуска на сеть, чтобы проще было отстранять от движения изношенный подвижной состав.

Представитель ОАО «РЖД»

– Сейчас на сети используется более 1,22 млн вагонов, что примерно на 300 тыс. ед. больше потребного (расчетного) парка для вывоза существующих объемов грузов. Эти вагоны занимают станционные пути, что крайне отрицательно влияет на пропускную способность железной дороги. С 1 апреля 2015 года вступают в силу поправки в законы РФ, которые нацелены на более рациональное использование ресурсов инфраструктуры. Изменившиеся нормативно-правовые условия заставят операторов по-новому взглянуть на использование подвижного состава для повышения его эффективности. Если учесть, что сокращение парка на сети железных дорог должно происходить преимущественно за счет списания устаревших вагонов, то было бы целесообразным ввести и дополнительные меры для стимулирования этого. Однако они не должны быть искусственными.

Денис Илатовский, заместитель генерального директора, директор по логистике ОАО «СУЭК»

– В условиях имеющегося профицита подвижного состава и действующих долгосрочных договоров эти затраты не будут перенесены на грузо­отправителей. Таким образом, данная мера ухудшит и без того нелегкое состояние операторских компаний. В первую очередь это коснется АО «ФГК», ОАО «ПГК» и АО «Нефте­ТрансСервис». А увеличение убытков никак не стимулирует операторов на дополнительные инвестиции в основные фонды. В результате дифференцирование тарифа на порожний пробег по возрасту вагонов просто создаст неравные условия конкуренции для операторов. Это необоснованно с точки зрения технологии управления парком.

Александр Куликов, директор по сбыту компании «РМ Рейл»

– Такая мера – это актуальный и необходимый инструмент стимулирования операторов к покупке вагонов. Она поможет переходу к эксплуатации новых моделей подвижного состава с улучшенными техническими характеристиками, что сделает перевозки более надежными, безопасными и эффективными.

Дмитрий Бауков, начальник управления корпоративных коммуникаций ОАО «Первая грузовая компания»

– Вагонный парк России – один из самых молодых по возрасту в мире. Тем не менее операторов искусственно (через новые требования) заставляют обновлять исправно работающий и дешевый для промышленности подвижной состав. При этом при текущих ставках доходности стоимость инновационных вагонов сегодня составляет более 2 млн руб. за единицу, что делает инвестиции в них неокупаемыми, даже с учетом всех льгот и преференций в отношении такого подвижного состава. Сегодня нужно думать о том, как оптимизировать и диверсифицировать невостребованные вагоностроительные мощности, а не решать эти проблемы за счет искусственного давления на другие отрасли и в конечном итоге создавать дополнительную нагрузку на российскую экономику.

Михаил Бойко, руководитель информационно-аналитической комиссии НП «Объединение вагоностроителей»

– Введение дифференцированных железнодорожных тарифов в зависимости от срока службы подвижного состава является своевременной мерой, которая позволит омолодить парк. Для достижения этой цели федеральные органы исполнительной власти должны одновременно использовать разные рычаги.

Сергей Авсейков, начальник департамента маркетинга и развития ОАО «Новая перевозочная компания»

– Предлагаемая мера положительно повлияет на общесетевую технологию перевозок за счет сокращения избытка парка. В то же время на текущий момент спрос на новый универсальный подвижной состав стремится к нулю. Поэтому, на наш взгляд, потребуется реализовать целый комплекс мер, направленных на поддержку вагоностроения, в том числе выделение субсидий и экономическое стимулирование производства инновационного подвижного состава.

Владимир Гольтяев, генеральный директор ООО «Управление грузовыми перевозками»

– Данная мера не приведет к ускоренному сокращению избытка подвижного состава на сети РЖД. Можно придумать и другие административные барьеры. Вопрос в том, как они будут работать на практике. Ведь не каждому оператору требуются в большом количестве инновационные вагоны. Их, конечно, покупают. Однако просто так старый подвижной состав на новый в течение последнего полугодия никто не поменял. В кризис даже искусственное повышение тарифа на порожний пробег никого не заставит это делать. Поэтому вряд ли такая мера оживит рынок вагоностроения.