19-10-09 / 2009
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, № 19

ВОПРОС НОМЕРА

– С момента начала кризиса прошел год. Оцените, как его последствия сказались на деятельности вашей компании.

Владимир Прокофьев, президент Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава, генеральный директор ООО «БалтТрансСервис»:

– Положительно. Во-первых, увеличились объемы перевозок (в этом году прогнозируемый прирост составит 1,5 млн тонн). Во-вторых, значительно уменьшилась цена деповского ремонта вагонов. И это произошло не только из-за того, что мы купили вагонное депо в Иваново, но и потому, что в этом году в целом по отрасли в эксплуатации находится намного меньшее количество вагонов, следовательно – ремонтируется меньше подвижного состава. На ремонтных предприятиях сложился дефицит объектов, в результате чего произошло 10%-ное снижение цен на их услуги. Так что для нашей компании этот год оказался не таким уж плохим.

Никита Мишин, председатель совета директоров ОАО «Петролеспорт»:

– Транспортники перевозят то, что им предлагают. Если производство и потребление в экономике сокращаются, то неизбежно снижается и транспортная активность. Можно сказать, что все участники транспортного бизнеса в большей или меньшей степени пострадали. Понятно, что тот стабильный рост, который мы видели в течение последних десяти лет, закончился, хоть и временно. И это ощутимо сказалось на всех нас. Что касается позитивных моментов. Когда ты очень быстро и долго бежишь, то нет времени остановиться и подумать о том, что ты делаешь правильно, а что нет. Те изменения, которые произошли в экономике год назад, позволили всем нам проанализировать свою деятельность: сконцентрироваться на слабых сторонах и оттенить сильные. Самоанализ – это то, что дал нам кризис.

Феликс Блинов, генеральный директор Инвестиционной группы «Росвагонмаш»:

– За последний год наша компания работала как над проектами, запланированными в докризисный период, так и над теми, работа по которым началась уже в 2009-м. В частности, среди наших недавних приобретений, сделанных уже после начала кризиса, – вхождение в капитал ООО «Трансвагонмаш» (владеет Свободненским вагоноремонтным заводом и несколькими депо). Вместе с тем наши предварительные результаты, естественно, отличаются в худшую сторону от того, что мы могли бы ожидать в случае продолжения экономического роста. В целом для инвестиционных компаний год, скорее, прошел со знаком минус. Определенные плюсы в ситуации есть для тех, которые ориентированы на bottom fishing – поиск и приобретение активов, лежащих «на дне». Но компании, выступающие, как и «Росвагонмаш», в качестве стратегического инвестора и партнера, подобного рода спекулятивные сделки с акциями не интересуют.

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (входит в Группу Globaltrans):

– Высокое качество предлагаемых услуг, универсальность подвижного состава и долгосрочные взаимоотношения с клиентами позволили ОАО «НПК» сохранить грузооборот практически на докризисном уровне. Так, снижение грузо­оборота НПК в первом полугодии 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило 4%, при этом по сети российских железных дорог падение достигло 21%. Что касается прогнозов, то здесь мы ожидаем медленную положительную динамику увеличения спроса на перевозки в основных сегментах деятельности НПК (металлургия, металлургическое сырье) как до конца 2009-го, так и в течение 2010 года.

Вячеслав Рыбкин, генеральный директор ОАО «Ленгипротранс»:

– Вы хотите сказать, прошел год с момента официального объявления кризиса? Ведь он начался гораздо раньше! Да и кризиса-то, по существу, никакого нет. Просто все лишнее и надуманное исчезает. И выясняется, что для того чтобы зарабатывать деньги, надо производить реальный продукт. А последствия, по крайней мере, во всей их совокупности, еще не наступили. Если же по сути текущего состояния в нескольких словах: есть плюсы и есть сложности. Только-только начал развеиваться розовый туман инвестиционной эйфории короткого предшествующего периода, только-только проявляются реальные черты сущности многофакторной среды, в которой нам в обозримой перспективе предстоит работать. Исходим из того, что за 74 года своей истории «Ленгипротранс» переживал гораздо худшие времена: и Великую Отечественную войну, и кризисы, и дефолт в новейшей истории России. Высочайший профессионализм наших специалистов, бережное отношение к традициям, настоящий, а не квасной патриотизм, трезвые, реалистичные оценки всего происходящего, без шапкозакидательства, позволяют нам со сдержанным оптимизмом смотреть в будущее. А главное – мы работаем и создаем продукт весьма востребованный обществом. Однако понимаем, что легко не будет.

Ильдар Урманов, директор по продвижению продукта и корпоративным коммуникациям ЗАО «Вольво Восток»:

– Разработки в нашей компании не прекращаются, в многодневные отпуска конструкторско-технологический и технический персонал не уходит. Мы во всеоружии готовы встретить выход из кризиса: вводим экологические стандарты Евро-4 и Евро-5, реализуем программу по снижению расхода топлива (на 15% до 2020 года), внедряем единую систему управления транспортом, в том числе с использованием ГЛОНАСС. Иными словами, работа продолжается. И, возможно, некоторый перерыв в текущей деятельности дает хорошие возможности подготовиться для работы после кризиса. Да, объем продаж грузовых автомобилей упал, но это коснулось всех наших коллег-конкурентов. Падение оценивается примерно в три четверти – не только по импортным брендам, но и по исконно российским производителям, если вычесть из их объемов госзаказы. По итогам текущего года среди поставщиков импортных грузовых автомобилей на российский рынок доля нашей компании составит 26%, что в общем-то внушает оптимизм. То есть свои лидерские позиции мы сохранили и даже увеличили в период кризиса.

ПРИИТ ХЕЛЛЕР, член правления АО «Эстонская железная дорога»:

– Ситуация в нашей компании немного отличается от ситуации на других предприятиях, так как экономический спад мы ощутили уже весной 2007 года. К тому времени, как глобальный кризис накрыл рынок, у нас уже была сделана необходимая реструктуризация. По сравнению с 2006-м объем перевозок грузов уменьшился на 50%. Несмотря на такой большой спад мы нашли варианты, как оптимизировать процессы, а благодаря фиксированному уровню цен повысили конкурентоспособность системы поставок и сейчас находимся уже в небольшом плюсе.