19-10-09 / 2009
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, № 19 (167), октябрь 2009

Загонят в угол – повезешь и уголь

Еще недавно руководство Российских железных дорог сетовало на нехватку подвижного состава для перевозок угля, выступая с призывами к частным операторам помочь организовать отправки одного из самых массовых грузов. Не прошло и года, как доля инвентарного парка, везущего уголь, стала составлять менее 50%. Без «помощи» кризиса здесь явно не обошлось.

Так вот ты какая, гарантированная загрузка

На каменный уголь традиционно приходится четверть всего объема погрузки ОАО «РЖД» (в январе этот показатель вырос практически до 30%, однако к осени снова вернулся к 24%). По данным Федеральной службы по тарифам, при общем снижении объемов перевозок в первом полугодии 2009-го на 25% объемы угля снизились всего на 16% (на 12% по грузообороту). Максимальный спад пришелся на январь – февраль (22,7%), а начиная с июня объемы угля ежемесячно на 5% превышают прошлогодние показатели. В августе 2009 года по сети РЖД было перевезено 23,9 млн т данного груза (+4,1% к августу 2008-го), всего же за восемь месяцев – 174,6 млн т.

Как сообщили в Центре фирменного транспортного обслуживания, доля перевозок угля в инвентарном парке за январь – август составила 46% (80,316 млн т). Заметим, за аналогичный период 2008-го этот показатель был равен 66%. Соответственно, частные операторы за прошедший год увеличили свою долю ни много ни мало на 20%. По данным РЖД, основными собственниками подвижного состава при перевозках угля сегодня являются ОАО «Первая грузовая компания», ООО «БрансвикРэйлСервис», ОАО «ВТБ-Лизинг» и ООО «Финанс Бизнес групп».

Причем, как подсчитали в РЖД, почти 37% в общем объеме транспортировки угля составляют перевозки ОАО «ПГК», то есть на долю остальных частных компаний приходится примерно 17%. Конечно, одной из основных причин такого поворота событий стала передача значительной части вагонов инвентарного парка в Первую грузовую компанию. В итоге, по словам начальника управления по работе с предприятиями угольной и металлургической промышленности ОАО «ПГК» Андрея Громового, в настоящее время уголь составляет более 30% в структуре грузооборота компании и около 65% в структуре перевозок полувагонами. «В отличие от других операторов, для которых в условиях падения объемов перевозок уголь послужил гарантированной загрузкой для полувагонов, для нас он был и остается одним из основных грузов. Взаимоотношения со многими из грузовладельцев у нас строятся на основании долгосрочных взаимных обязательств», – рассказывает А. Громовой.

Прирост у всех, вопрос – какой

В этом году операторы не очень-то распространяются о динамике своих перевозок, однако если и есть прирост, то он, как правило, касается всего нескольких номенклатур, и в том числе угля. ПГК в первом полугодии перевезла 33,7 млн т каменного угля (из 128,1 млн т в целом по сети). Показатель довольно весомый – это почти в четыре раза больше, чем за такой же период прошлого года. Впрочем, не нужно забывать, что основные перевозки угля ПГК начались только летом 2008-го. За восемь месяцев компанией было отправлено 46,9 млн т угля (в два раза больше, чем годом ранее).

Как уже отмечалось, основной рост произошел за счет увеличения парка компании (вывода вагонов из-под управления ОАО «РЖД» и покупки нового подвижного состава). По словам А. Громового, главным фактором, который сегодня определяет, насколько доходной является та или иная перевозка для оператора (независимо от того, внутренняя она или экспортная), остается оборот вагона. А существующие тарифы позволяют сохранять рентабельность перевозок угля только при маршрутных отправках. При групповых и повагонных отправках рентабельность заметно снижается, так как напрямую зависит от срока оборота подвижного состава.

Перевозки угля в вагонах Первой грузовой стабильно росли в течение всего года, небольшой спад был отмечен только в июле – августе. В июле объем перевозок по сравнению с июнем снизился на 5%, в августе по сравнению с июлем – на 2%. В компании отмечают, что в основном снижение коснулось экспортных перевозок в направлении дальневосточных портов (из-за проблем с движением составов и, как следствие, ограниченной пропускной способности). Зато, с другой стороны, в августе перевозки угля во внутрироссийском сообщении в вагонах ПГК увеличились по сравнению с июлем на 16% (до 2,1 млн т).

В Новой перевозочной компании, входящей в группу компаний Globaltrans, также отмечают положительную динамику перевозок угля. По словам генерального директора ОАО «НПК» Валерия Шпакова, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года собственно грузооборот угля вырос в 1,5 раза (доля перевозок этого вида груза составляет сейчас порядка 14% всего объема компании). Именно увеличившиеся перевозки угля, в основном напрямую или косвенно связанные с обеспечением вывоза металла с отечественных комбинатов, сыграли на 5%-ный рост общего объема перевозок НПК.

Незначительный прирост отмечают и в ООО «ММК-Транс», 23% перевозок которого приходится на уголь. В компании озвучили такие цифры: за первое полугодие объем перевозок составил 2,012 млн т, что на 0,094 млн т больше, чем в прошлом году (+5%). За восемь месяцев компания перевезла около 2,882 млн т угля, то есть на 7,3% больше аналогичного периода 2008-го.

Зима расставит все по своим местам

Экономический кризис заставил частные компании обратить повышенное внимание на перевозки угля. Во-первых, по той простой причине, что это гарантированный массовый груз, схемы его транспортировки совпадают со схемами работы большинства крупных компаний и отгружается он сразу большими партиями. Во-вторых, операторы отмечают, что зачастую используют уголь для обеспечения обратной загрузки при перевозках металлопродукции (как ОАО «НПК»). По словам грузоотправителей, в кризис обремененные кредитами и не имеющие прежних объе­мов операторы предлагали, во всяком случае до недавних пор, очень выгодные условия работы, зачастую снижая ставки ниже уровня Прейскуранта № 10-01. Во второй половине года по мере заключения контрактов на экспорт российского угля на рынки АТР ведущими предприятиями отрасли – «Мечел» и СУЭК – стали расти экспортные перевозки. Несмотря на сетования операторов на некоррект­ную систему тарифообразования и слишком высокую транспортную составляющую при экспортных перевозках, в ФСТ отмечают, что именно сейчас ситуация по углю более-менее приемлема (особенно учитывая ряд исключительных тарифов на его перевозки). По словам начальника управления регулирования транспорта Федеральной службы по тарифам России Виктора Квитко, уровень транспортной составляющей при перевозках угля во внутреннем сообщении за последние три года составляет 35–38%, в экспортном в 2006–2007 гг. он равнялся 38–40%, а в 2008-м достиг 22–23%.

Вместе с тем в 2009 году в условиях резкого снижения цен на уголь на мировых рынках (с $180–190 за тонну в третьем квартале 2008-го до $60–70 в 2009-м) транспортная составляющая при экспортных перевозках выросла до 35–40%, а в отдельных случаях – до 47% в зависимости от направления и соотношения курса доллара к рублю. При этом, как отмечает В. Квитко, в этом году сложилась значительная ценовая диспропорция на уголь на мировом рынке в зависимости от региона потребления. Так, если раньше цены на условиях ФОБ на порты Дальнего Востока были на $3–5 выше цен на таких же условиях в адрес портов Балтии, то в 2009-м этот разрыв составил $10–15 за тонну, что сделало экспорт угля через дальневосточные порты значительно более привлекательным и обусловило весомый приток угля в этом направлении (и, как известно, спровоцировало ряд пробок на подходах к портам).

Впрочем, с наступлением осени внутрироссийские перевозки угля также имеют некоторые предпосылки к росту. В первую очередь это неизбежно произойдет в связи с началом отопительного сезона. Кроме того, из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС с октября вполне возможен рост перевозок угля на замещающие выбывшую из строя ГЭС теплоэлектроцентрали. В частности, ПГК уже сообщила о дополнительных перевозках как минимум 320 тыс. т угля на ТЭЦ Красноярского края, Иркутской области и Республики Бурятии.

По подсчетам Минэнерго, всего энергетике Сибири в осенне-зимний период 2009–2010 гг. теперь потребуется 6,5 млн т угля. Правда, возникшую было идею о льготных тарифах для целевых перевозок угля на этом направлении в Мин­энерго пока не поддержали, даже несмотря на слухи о намерениях угольных компаний с октября поднять цены на внутреннем рынке на 40–50% (говорят, ценовым ориентиром для новых контрактов станут спотовые цены августа, достигшие $70 за тонну).

Надежда Вторушина

Точка зрения

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (группа Globaltrans):

– Рост объемов перевозок угля частными операторскими компаниями начался с момента начала влияния кризиса на экономику страны, когда резкое уменьшение объемов завозимого через порты РФ импорта (цемент, контейнеры, руда, металлы и прочее) вызвало необходимость сокращать затраты на возврат вагонов к местам основной погрузки. Также произошло увеличение завоза угля на сами комбинаты взамен сократившихся направлений завоза лома и железорудного сырья, в первую очередь за счет замещения парка РЖД. Если же говорить о росте перевозок угля в вагонах ОАО «НПК» прочим потребителям, то здесь видно совсем незначительное увеличение по отношению к общему грузообороту – не более 1–2%.

Андрей Громовой, начальник управления по работе с предприятиями угольной и металлургической промышленности ОАО «ПГК»:

– Мы придерживаемся гибкой ценовой политики исходя из конъюнктуры рынка. В начале года в связи с неблагоприятной экономической ситуацией мы пошли на снижение наших ставок и перевозили грузы ниже тарифов Прейскуранта № 10-01, что отразилось на финансовых итогах первого полугодия. Затем ситуация на рынке стала выравниваться, цены на уголь повысились, объемы его добычи выросли, и мы стали корректировать цены, возвращая их к докризисному уровню.