11-03-09 / 2009
Компания в СМИ
РЖД-Партнер, №05 (153), март 2009

Вопрос номера

Согласны ли Вы с предложением РЖД предоставить перевозчику и владельцу инфраструктуры отдельные полномочия по распоряжению вагонами частного парка в случаях, когда их владельцы после выгрузки из них грузов не обеспечили предъявление таких вагонов к перевозке либо после запроса перевозчика или владельца инфраструктуры не обеспечили уборку порожних вагонов или их предъявление к перевозке?

Валерий Шпаков, генеральный директор ОАО «Новая перевозочная компания» (группа Globaltrans)

– Проблема «затоваривания» станций брошенными порожними вагонами на железнодорожном транспорте обостряется регулярно. Причины ее возникновения связаны прежде всего с дальнейшим задействованием вагонов после выгрузки. Когда собственник, не имея согласованных объемов перевозок для возврата вагонов, несанкционированно бросает их после выгрузки в ожидании появления желаемых объемов. Однако в этом году ситуация усугубилась, в связи с тем что в кризисный период отдельные операторские компании испытывают финансовые трудности, и поэтому имеют место проблемы с оплатой тарифа за порожний рейс. Именно по таким случаям действительно необходимо принимать решения в рамках действующего правового поля. Мы считаем, что такие вагоны перевозчику просто необходимо возвращать на станции приписки с удержанием стоимости тарифа на момент отправления и корректировкой на станции назначения. Кроме того, на наш взгляд, необходимо поднимать вопрос об аренде и использовании данных вагонов под своими перевозками с последующим выкупом парка, содержание которого собственник гарантировать не может.

Михаил Козловский, эксперт Ассоциации перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта

– Если это будет в рамках договорных отношений между собственником и РЖД, тогда это нормально. Другими словами, должен быть подписан договор, на основании которого собственник разрешает использовать свой подвижной состав на определенных условиях. Просто так забрать у собственника ничего нельзя. Помимо этого, возникают вопросы: кто будет решать, брошенный вагон или нет? каковы будут критерии? Да, сегодня у меня нет клиента, и я вынужден три дня или пять дней стоять на этой станции и ждать. Но я же не просто так стою и занимаю пути, я плачу за отстой (простой) своего вагона. Это предусмотрено Уставом железнодорожного транспорта, существуют определенные ставки, т. е. закон я не нарушаю. В общем, необходимо детально рассмотреть, что конкретно предлагает ОАО «РЖД» и на каких условиях. Без этого такое предложение РЖД выглядит как попытка захвата чужого имущества.

Георгий Давыдов, президент Национальной ассоциации транспортников

– Ни на каких официальных мероприятиях, проходивших в феврале 2009 года (не говоря уже о более ранних), об этой идее речь не велась. И вдруг...

Во-первых, что такое «брошенные порожние вагоны»? Нет такого термина в законодательстве. Во-вторых, если оплачен тариф за пересылку этих вагонов в порожнем состоянии и брался сбор за отстой этих вагонов на путях инфраструктуры, то их что, будут возвращать владельцу вагонов? В-третьих, это касается всего, включая инвентарный парк ОАО «РЖД», парк ДЗО ОАО «РЖД» или только подвижной состав так называемых частников? Если будут взыскивать и с себя тоже, то как? А если со всех прочих, но не с себя и не со своих, то как это будет выглядеть с точки зрения злоупотребления доминирующим положением? В-четвертых, что значит «распоряжаться вагонами»? Захватить, а потом продать можно? А сдать их в утильсырье тоже можно? В-пятых, что значит «не обеспечили уборку»? Куда? Такого обязательства нет, если оформлен и оплачен отстой вагонов на инфраструктуре. И это еще не весь список очевидных вопросов.

Александр Осьминин, д. т. н., профессор ПГУПСа

– Саму такую идею можно оценить положительно. Но ее осуществление, по моему убеждению, возможно только при оформлении между перевозчиком и владельцем инфраструктуры с одной стороны и собственниками подвижного состава с другой договорных отношений, оговаривающих данную процедуру.

Сергей Момцемлидзе, директор ООО «Уралхим-Транс»

– Данное предложение ОАО «РЖД» представляется неоднозначным. С одной стороны, получение подобных полномочий позволит холдингу более эффективно решать вопросы избежания «затоваривания» своих станций чужими вагонами, что может способствовать улучшению показателей эксплуатационной работы в целом, а также в случае дефицита погрузочных ресурсов осуществлять перераспределение парка вагонов в места нехватки подвижного состава.

С другой стороны, оно, очевидно, носит нерыночный характер, поскольку без согласия собственника вагона принимается решение о его использовании. При этом непонятен механизм выплаты собственнику стоимости использования отправленного в «регулировку» вагона, пусть даже с учетом возмещения затрат ОАО «РЖД». Также неясным остается вопрос о том, за чей счет и в какие сроки будет осуществлен возврат порожнего подвижного состава после использования. В любом случае при принятии подобного решения необходимо предусмотреть в соответствующем законодательном или нормативном документе четкий регламент действий всех заинтересованных сторон, а порядок ценообразования должен контролироваться ФСТ РФ. В случае передачи функций определения стоимости использования вагонов в компетенцию РЖД (то есть монополисту) и формирования этой стоимости «на договорной основе» это будет причиной возникновения неконтролируемых дополнительных расходов для собственников, а в конечном итоге приведет к росту транспортной составляющей в цене всех перевозимых грузов.

Софья Каткова, директор Ассоциации собственников подвижногосостава (АСПС)

– Вопрос брошенного подвижного состава носит диспетчерский характер, вряд ли стоит облекать его в такую законодательную форму. Думаю, что решения настолько индивидуальны для каждого региона и магистрали, что универсального рецепта быть просто не может. В конце концов есть нормативы, согласно которым владельцы вагонов платят штрафы, увеличивающиеся в зависимости от простоя в геометрической прогрессии. Конечно, в случае с пробками, когда на припортовых станциях забиты пути, их необходимо освобождать для грузового движения. И здесь, действительно, регулировочные меры гораздо более оперативны и менее затратны, чем, например, совершенствование инфраструктуры. Но возникает вопрос: не ущемляет ли такой подход права собственности владельцев вагонов?

Алексей Скатин, директор по логистике ОАО «Пивоваренная компания «Балтика»

– Мы поддерживаем инициативу ОАО «РЖД». Такая мера позволит повысить эффективность работы парка железнодорожных вагонов и приведет к разгруженности железнодорожных станций. Вместе с тем очень хотелось бы, чтобы менеджеры ОАО «РЖД» организовали эффективное взаимодействие с собственниками подвижного состава, так как у каждого бизнеса есть своя специфика.