10-02-12 / 2012
Новости отрасли
О целях, которые преследует приказ Минтранса № 258 рассказывает первый заместитель генерального директора ЦФТО РЖД Сергей Колесников

- Сергей Михайлович, расскажите, пожалуйста, что на практике изменилось для грузовладельцев, операторов, перевозчика начиная с 18 января? Как именно трансформируется механизм взаимодействия участников рынка при подаче и согласовании заявки, отправке порожняка и пр.?

- Приказом Министерства транспорта РФ от 3 октября 2011 года № 258 внесены изменения в некоторые акты МПС России, в том числе в Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 39 (далее - Правила заполнения перевозочных документов), и в Правила приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденные приказом МПС России от 18 июня 2003 года № 28 (далее - Правила приема грузов).

С 18 января 2012 года вступило в силу положение Правил заполнения перевозочных документов, согласно которому при перевозке порожнего собственного вагона, направляемого под погрузку по согласованной заявке (формы ГУ-12) в вагоне данного владельца, в графе накладной "По заявке №" отправителем должны быть указаны сведения о согласованной перевозчиком на станции назначения подвижного состава заявке на перевозку груза в вагоне указанного в накладной владельца. При отсутствии на станции назначения порожнего вагона, следующего под погрузку, согласованной заявки на перевозку груза в вагоне данного владельца РЖД вправе отказать в согласовании приема этого вагона к перевозке.

Данные положения приказа устанавливают взаимосвязь между конкретным собственным порожним вагоном, принятым к перевозке и следующим под погрузку, и грузополучателем, который будет его использовать для отправки груза, и направлены на целевое (адресное) отправление порожняка под погрузку по согласованной заявке (когда грузоотправитель - получатель подвижного состава его ждет и перевозка согласована), а следовательно, на более эффективное использование инфраструктуры за счет устранения дисбаланса использования погрузочных ресурсов и пропускной способности инфраструктуры.

- Готовы ли, на Ваш взгляд, участники рынка к таким переменам?

- Проверка перевозчиком наличия согласованной заявки на перевозку груза в вагоне владельца, которому принадлежит предъявляемый порожний подвижной состав, на станции его назначения, если он следует под погрузку, является правом перевозчика, реализация которого будет осуществляться в информационных ресурсах при согласовании перевозок порожняка путем проверки соответствия информации о владельце, указанной в уведомлениях о предъявлении вагонов к перевозке, и заявках на перевозку.

Вместе с тем многие владельцы подвижного состава, игнорируя требования законодательства Российской Федерации, не обеспечивают внесение соответствующих изменений в сведения о пономерном учете (ведение такого учета относится к компетенции Федерального агентства железнодорожного транспорта), в результате чего ОАО "РЖД" обладает информацией, которая зачастую в режиме реального времени не содержит сведений о законном владельце вагонов.

- Не приведет ли новый порядок к каким-либо негативным последствиям - трате гораздо большего времени на подачу, согласование заявки и т. д.?

- На момент принятия Минтрансом указанного приказа пропускная способность инфраструктуры ОАО "РЖД" достигла критического значения в основном за счет нескоординированных действий грузовладельцев и собственников подвижного состава, затоваривавших станции невостребованными в перевозках порожними приватными вагонами. Это приводило к нарушению единого технологического процесса работы железнодорожных станций, а также к снижению их эксплуатационной и перерабатывающей способности.

С утверждением указанного приказа у РЖД появилась возможность контролировать перемещение порожних вагонов по инфраструктуре путем реализации права отказать в согласовании перевозки собственного подвижного состава в случае отсутствия на станции его назначения согласованной заявки на перевозку груза в вагоне этого владельца.

Таким образом, приказ Минтранса направлен в первую очередь на упорядочение перевозок приватных вагонов и сокращение хаотичного передвижения по инфраструктуре порожняка, в связи с чем представляется, что необходимость соблюдения его требований всеми участниками рынка обусловит разработку компаниями-операторами новых логистических схем и целевое использование приватных вагонов грузоотправителями.

- Какие меры уже предприняты ЦФТО ОАО "РЖД" и что еще планируется сделать в ближайшее время ввиду вступления в силу новелл указанного приказа? С какими сложностями пришлось при этом столкнуться?

- Основные проблемы при реализации приказа Минтранса были связаны со сложностью грузовладельцев разделить между собственниками подвижного состава парк вагонов, заявленный к погрузке в рамках одной заявки на перевозку.

Кроме того, как было уже отмечено, Правилами заполнения перевозочных документов установлена обязанность грузоотправителя указывать в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 владельца вагона, в котором предполагается отправка, в связи с чем операторы столкнулись с отсутствием в информационных системах, как уже отмечалось ранее, соответствующей информации о реальном владельце подвижного состава (когда вагоны находятся в лизинге либо переданы в субаренду без внесения в установленном порядке информации о смене владельца).

Согласно Правилам приема грузов, полномочиями на отправку порожних вагонов, которые вправе проверить перевозчик, обладают:

• владелец вагона (в том числе оператор железнодорожного подвижного состава);

• грузополучатель предыдущего рейса, не являющийся владельцем вагона, если порожний вагон направляется после выгрузки на станцию пропарки, промывки или ветеринарно-санитарной обработки, если иное не установлено соглашением между грузополучателем и владельцем вагона;

• любое иное лицо, имеющее полномочия или указание владельца вагона на предъявление его порожнего подвижного состава к перевозке, выданное в письменной форме.

В целях реализации положений Правил приема грузов (в редакции приказа Минтранса России № 258) и с учетом указанных обстоятельств ОАО "РЖД" была создана электронная база доверенностей, содержащая информацию о выданных владельцами вагонов доверенностях и лицах, уполномоченных собственником быть отправителями порожняка.

- Как Вы считаете, сколько времени понадобится на отладку новой схемы работы? Насколько оперативно это можно сделать и от чего это зависит?

- Успешная реализация новой схемы работы с приватными грузовыми вагонами прежде всего зависит от желания грузовладельцев и собственников подвижного состава строить отношения между собой и с перевозчиком по новым правилам, установленным федеральным органом исполнительной власти.

В свою очередь, ОАО "РЖД" рассчитывает на активную позицию участников рынка при внедрении новых условий работы железнодорожного транспорта.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер.ru09.02.12Новые правила обеспечат целевое использование вагонов