15-07-05 / 2005
Компания в СМИ
Московский железнодорожник №28

ОТ ЭКСПЕДИТОРСТВА - К ЛОГИСТИКЕ.

В соответствии с задачами реформирования железнодорожного транспорта почти половина парка вагонов уже передана частным компаниям. Многие экспедиторы приобрели подвижной состав и стали перевозчиками, способствуя развитию конкуренции. Сегодня фирмы ЗАО "Северстальтранс", ЗАО "Объединенная транспортно-экспедиторская компания ", ООО " Новая перевозочная компания ", ОАО "Дальневосточная транспортная группа", располагая 12-15 тысячами вагонов каждая, уже оказывают серьезное влияние на перевозочный процесс. Однако во взаимодействии частных экспедиторов и перевозчиков с государственными структурами часто возникают проблемы. Что это за проблемы и каким видится их решение, нашему корреспонденту рассказывает президент Некоммерческого партнерства "Гильдия экспедиторов" Семен РЕЗЕР.

Самый большой недостаток, требующий устранения, - это монополизм государственных структур - естественных монополий. Чтобы бороться с ним, сил одной только Федеральной антимонопольной службы явно недостаточно. Решить проблему, на наш взгляд, помогло бы создание контролирующей компании при участии представителей самих монополий и общественности - Ассоциации и Гильдии экспедиторов, Ассоциации владельцев подвижного состава и других организаций. Нужно усилить их влияние на перевозочный процесс.

По своей сути все экспедиторы - конкуренты, но в гильдии они все в одинаковых условиях, потому что перед всеми стоят одни и те же проблемы. Мы вместе обсуждаем их, сообща ищем решения. В отличие от антимонопольной службы, где работают чиновники, мы общественная организация, не зависимая от правительства. Гильдия может поднимать и решать самые острые вопросы.

Мы убеждены, например, что транспортное законодательство требует совершенствования, поскольку многие проблемы взаимодействия компаний с государственными структурами не были предусмотрены в законах, принятых при реформировании железных дорог. Прежде всего это касается правовых взаимоотношений по использованию инфраструктуры железных дорог транспортными компаниями, по аренде, ремонту и лизингу подвижного состава.

До сих пор нет ясного понимания обязанностей и ответственности экспедиторских и операторских компаний, о которых вообще ничего не сказано в новом Уставе железных дорог. Нет в нем и упоминания о логистических технологиях на железных дорогах. А развитие цивилизованного рынка транспортно-экспедиторских услуг должно идти на основе логистики, создания системы сертификации экспедиторской деятельности на железных дорогах и установления рейтинга экспедиторских компаний.

В Гильдии экспедиторов подготовлены соответствующие положения о порядке сертификации и стандартизации экспедиторской деятельности. С их принятием мы сможем поддержать тех, кто хочет и может работать в области перевозки грузов, а также расширить доступ негосударственных компаний к транспортной инфраструктуре.

При Гильдии экспедиторов работают три координационных совета по логистике перевозок: нефтепродуктов, контейнерных и скоропортящихся грузов. У нас уже есть интересный опыт и конкретные результаты в работе этих координационных советов по оказанию помощи фирмам и ОАО "РЖД" в решении проблем их взаимодействия.

Сегодня в мире и в России наметилась тенденция преобразования экспедиторских компаний в логистические. Поэтому для наиболее эффективного взаимодействия грузовладельцев, экспедиторов и перевозчиков на железных дорогах, и в первую очередь в транспортных узлах, нужно создавать мощные логистические центры. Они способны управлять всем процессом товаропередвижения, а не только его транспортной составляющей. Тем самым удастся более полно использовать резервы железных дорог.

Два таких логистических центра уже созданы и работают в Красноярске и Екатеринбурге. Гильдия экспедиторов изучает и обобщает их первый опыт и со своей стороны готова представить предложения по развитию логистических технологий при осуществлении грузовых и пассажирских перевозок.

- Груз принять готовы