ОТ ДЕПОВСКОГО - К КАПИТАЛЬНОМУ.
Вагонное депо Курск с начала августа именуется по другому - Ремонтное вагонное депо Курск. Предприятие входит в структуру Дирекции по ремонту грузовых вагонов Московской железной дороги и освобождается от эксплуатационных функций. Что это дает предприятию? Какие новые задачи ставятся перед ним, какие возникают проблемы? Об этом с начальником Ремонтного вагонного депо Курск Александром ПОТАПЕНКО беседует наш корреспондент.
***
"Отремонтированный вагон весь положенный срок должен работать, не попадая в текущий отцепочный ремонт"
***
Наша справка
За последние годы Московская дорога вложила в реконструкцию и переоснащение вагонных депо около двух миллиардов рублей. И они уже дают отдачу. Возросли объемы плановых ремонтов, коэффициент качества ремонта повысился с 0, 28 до 0, 11. А доходы в вагонном хозяйстве увеличились со 102 миллионов рублей в 2001 году до 214 миллионов в 2004-м.
***
- Освободившись от эксплуатационной работы, мы ставим перед собой сегодня две главные задачи: наращивать объемы производства и повышать качество ремонта.
- Александр Федорович, с момента разделения прошло еще слишком мало времени, идет переходный период. И просто не может быть, чтобы все обстояло гладко.
- Проблемы, конечно, есть. Я бы назвал это издержками становления, но сегодня мне по-прежнему идут телеграммы с просьбами, а то и требованиями выполнить ту или иную работу, которая теперь ремонтному депо не свойственна.
Разделение производства всегда в определенной мере болезненно, это сказывается и за его пределами. К примеру, сейчас на Московском узле скопилось огромное количество вагонов, требующих текущего ремонта. А мы занимаемся деповским. Это раньше, когда у нас вагон обслуживался комплексно, можно было найти возможности побыстрее выпустить его на линию. То же самое вам скажут и в других ремонтных депо.
Так что разделение-то по видам деятельности произошло, но пока еще не найдены те рычаги и методы, которые давали бы предприятиям возможность более эффективно работать. Хочется верить, это временные издержки, и они не перерастут в хроническую болезнь вагонников.
- Решение стыковых производственных проблем рано или поздно находится. Наверное, соответствующие департаменты и службы этим уже занимаются. А вот интересно, как вы разбираетесь со своими внутренними проблемами?
- Что вы имеете в виду?
- Знаю, вам подставил подножку... технический прогресс. При ремонте тележки вагонов теперь используются износостойкие элементы. В результате межремонтный пробег увеличился в полтора раза. И практически при постоянной величине парка вагонов ОАО "РЖД" количество нуждающихся в ремонте - уменьшилось. Уменьшились и плановые задания для вагонных депо. А вы говорите о наращивании объемов, Александр Федорович.
- Говорю. Когда сократилось плановое задание, встал вопрос, что делать с людьми? Уволить часть и выполнить показатели по росту производительности труда?
Ни меня как руководителя, ни коллектив такой вариант не устраивал. Я считаю, нормальное предприятие - это то, где наращиваются объемы производства и хорошо чувствуют себя работники, где есть перспективы роста и ощущение востребованности.
С начала этого года ситуация, действительно, была тяжелой, сказалось и то, что мы - периферийное депо. Впервые пришлось искать объемы работы за пределами Московской железной дороги - на Октябрьской и Северной. За счет этого удалось сохранить показатель ремонта сетевых вагонов на уровне прошлого года. Но чтобы наращивать объемы и дальше, мы действуем в другом направлении. Наш дополнительный источник - это предприятия и организации, имеющие собственный подвижной состав.
- Как же привлечь их?
- Те собственники, с которыми мы сегодня работаем, находятся в Белгороде, Старом Осколе, Санкт-Петербурге, Москве, Туле, Орле. То есть за пределами Курской области. Посылая вагоны на ремонт к нам, они несут издержки на тарифе. Поэтому привлечь не самого близкого территориально клиента можно только оптимальными сроками ремонта, его высоким качеством и дополнительными услугами.
Один из наших клиентов - "Новая перевозочная компания" - поставил перед нами задачу, чтобы срок ремонта с момента поступления вагона на станцию и до его выпуска из депо не превышал трех суток. Жесткие сроки, но мы на них согласились. В итоге деловые отношения сложились, и сейчас количество поставляемых в ремонт вагонов этой компании нарастает.
К качеству ремонта - свои требования. Отремонтированный вагон весь положенный срок должен работать, не попадая в текущий отцепочный ремонт. Здесь мы здорово прибавили, улучшив коэффициент качества в разы.
Несколько лет назад, когда был введен качественный показатель работы депо, у нас в ремонт за месяц отцеплялось 60-70 вагонов. В этом году - менее десятка.
- А что за дополнительные услуги, от которых клиент не в силах отказаться?
- Где ремонт, там всегда есть проблема: запчасти, . Собственники вагонов в основном сами поставляют их для ремонта. Но есть и те, кто проблемой запчастей не занимается. Мы стараемся обеспечить полный сервис. В частности, сотрудничаем с организациями, которые специализируются на поставке запасных частей.
У нас заключен договор на временное хранение колесных пар и другого оборудования. Все это находится на территории депо и используется, при необходимости, для ремонта подвижного состава собственников.
- Не возникает вопроса, что вы работаете в ущерб парку ОАО "РЖД"?
- Нет. Инвентарный парк вагонов пока не пополняется. А собственников подвижного состава становится все больше. И они перевозят грузы, принося доход ОАО "РЖД". Ремонт собственных вагонов оценивается не количеством, а получаемыми доходами. За прошедшие девять месяцев они составили 11 млн. рублей, что в 1, 7 раза больше, чем мы получили за тот же период в прошлом году.
- Александр Федорович, год назад в депо была завершена реконструкция. Появились новые цеха, внедрены передовые технологии. Наверное, это сыграло не последнюю роль в том, что, несмотря на все сложности, у вас хорошие показатели работы.
- Несомненно, и объемные, и качественные показатели, которые мы имеем сегодня, - это результат реконструкции. В обновление депо вложены немалые средства, и коллектив просто обязан был обеспечить должную отдачу. В первом квартале этого года по итогам отраслевого соревнования наше депо было третьим, а во втором квартале -уже первым.
В целом же за прошедшие девять месяцев отремонтировано на 170 вагонов больше, чем за то же время в 2004 году. А июль в своем роде был рекордным. В этом месяце удалось выпустить из ремонта 270 вагонов при среднемесячном показателе 230.
Начальник Московской железной дороги В.И.Старостенко поставил перед нами еще более масштабную задачу - освоить в 2006 году объем 3500 вагонов. Потенциал для этого есть.
Благодаря реконструкции мы можем осваивать и более сложные виды ремонта, в частности, капитальный. Цех автоконтрольных приборов прошел недавно аттестацию. Ему присвоена первая категория, и теперь у депо есть право заниматься капитальным ремонтом. А это значит, появятся новые клиенты, которые принесут новые доходы.
Александр Потапенко, Один из участков Ремонтного вагонного депо Курск