26-07-10 / 2010
Новости отрасли
Минтранс подготовил проект постановления правительства «О внесении изменений в постановление Правительства РФ № 384 от 18 мая 2001 г.» и Пла...

Изменения, вносимые проектом, в целом не подвергают какой-либо ревизии цели, задачи и базовые организационные мероприятия реформирования, но в то же время существенно их уточняют и развивают. Есть и такие ранее предусмотренные меры, которые теперь будут отменены. Срок окончания завершающего третьего этапа реформы переносится с 2010 года на 2011 год. Его целью декларируется "создание развитого конкурентного рынка услуг железнодорожного транспорта". Среди главных задач данного периода названы такие, как создание условий для формирования конкурентных отношений не только в операторской, но и в перевозочной сфере, развитие частной собственности на магистральные локомотивы, завершение процесса организационного разделения деятельности по перевозке пассажиров и услуг инфраструктуры, становление системы саморегулирования на железнодорожном транспорте, и другие. Основными мероприятиями этапа являются создание грузовых и пригородных пассажирских компаний, продажа акций дочерних обществ, совершенствование правового и тарифного регулирования с учетом необходимости дальнейшего развития потенциально-конкурентных секторов рынка транспортных услуг. При этом в проекте указывается, что к концу третьего этапа формируются условия для выхода на рынок компаний-перевозчиков, которые работают на отдельных направлениях на основе публичного договора (модель конкуренции "на маршруте") или же выполняют весь спектр грузовых перевозок на выделенных (локальных) участках, как правило, тупиковых, полностью заменяя на них ОАО "РЖД" как перевозчика (конкуренция "за маршрут").

Отрадно заметить, что все основные участники транспортного рынка оценивают сегодня проект постановления в целом с достаточно высокой степенью согласия. Этому способствовала большая работа по сближению позиций и приведению установок документа к разумным компромиссным формулировкам.

В то же время ряд проблем пока остался. В частности, как следует из таблицы разногласий, ОАО "РЖД", признавая целесообразность создания института локальных перевозчиков с конкуренцией "на маршруте" и "за маршрут", не согласно с тем, что, как сказано в проекте, "перевозчики могут специализироваться на выполнении отдельных видов перевозок грузов (повагонные, маршрутные, групповые) либо определенных категорий, видов грузов". По мнению железнодорожников, это приведет к знакомому уже явлению захватывания лакомых кусков в грузовых перевозках по принципу "приватизация доходов и национализация убытков". Также вызывает возражения в ОАО "РЖД", например, требование о продаже контрольного пакета акций Первой грузовой компании до окончания формирования уставного капитала Второй грузовой.

Как сообщил нам по этому поводу компетентный источник в Минтрансе, в ближайшее время проект будет еще дополнительно дорабатываться с учетом мнения всех основных сторон рынка. "В частности, мы очень хотели бы достичь взаимопонимания с ОАО "РЖД" по оставшимся немногим спорным вопросам", - заявил представитель министерства. Напомним, что и глава компании Владимир Якунин в недавнем интервью отметил: "Надеюсь, оставшиеся разногласия мы для всеобщего удовлетворения граждан нашей страны также благополучно преодолеем". Нет сомнения, что рынок железнодорожных услуг объективно заинтересован в установлении в результате реформы таких правил игры, которые обеспечивали бы наибольший простор для притока в отрасль инвестиций, а также создавали систему стимулов для роста качества перевозочной работы и снижения затрат как у покупателей, так и продавцов транспортных услуг. Разумеется, при особом внимании к условиям деятельности системообразующих элементов общей модели. Наряду с этим причастным сторонам стоило бы явно поторопиться с окончательными согласованиями документа, оставив хоть немного времени еще и на его реализацию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.07.10Нужна ясность