Стальной хребет Урала.
Южно-Уральская железная дорога - филиал ОАО "РЖД" работает в сердце промышленного Урала. Она обслуживает около двух тысяч промышленных предприятий региона, в т. ч. флагманов промышленности, таких, как Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский тракторный и трубопрокатный заводы, Тюменская нефтяная компания и ОАО "Уральская сталь". Поэтому интересы партнеров - железнодорожников и промышленников - всегда пересекаются, как сливаются в огромной стальной сети бесконечные пути российских железных дорог.
ЮУЖД выделилась в самостоятельную магистраль в 1934 году. И официальная дата ее рождения совпала с бурным развитием промышленности Южного Урала. Возводились гиганты индустрии, начали усиливаться существующие и строиться новые железнодорожные линии. Так, в 1930-1933 годах зарождался ММК и протянулись новые ветки будущей Южно-Уральской магистрали: Карталы-Орск, Карталы-Магнитогорск, Челябинск-Еманжелинская. Сегодня ЮУЖД ежесуточно отправляет с Магнитки более 37 тыс. тонн грузов. За десять месяцев 2004 года с ММК было отправлено около 11 млн. тонн грузов - на 4, 3 процента больше, чем в 2003 году. В общем, за год Южно-Уральская дорога перевозит более 70 млн. тонн грузов, около 24 млн. пассажиров. Южноуральские железнодорожники расширяют партнерство с промышленниками, прежде всего развивая внутренние технические и технологические возможности. И работает надежная обратная связь. О взаимовыгодном ведении регионального транспортного и производственного бизнеса рассказывает начальник ЮУЖД-филиала ОАО "РЖД" Анатолий Левченко:
- Анатолий Степанович, в уходящем год/регионы, в том числе и входящие в зону деятельности Южно-Уральской дороги, значительно увеличили выпуск промышленной продукции. Только в Челябинской области этот показатель за девять месяцев 2004 года, в сравнении с аналогичным периодом 2003-го, вырос на 5 процентов. ЮУЖД идет в ногу с динамичным развитием региональной экономики?
А. Л. : Мы не только не отстаем, но и опережаем. За десять месяцев текущего года, в сравнении с прошлым, Южно-Уральская магистраль увеличила уровень отправления грузов на 10, 8 процента, в то время как по сети дорог этот показатель составляет 5. 5 процента. Всего было погружено около 71 млн. тонн грузов. Это увеличение динамики погрузки почти в два раза в сравнении с среднесетевым уровнем.
Грузооборот вырос на 5 процентов и составил почти 121 млрд. тонно/километров. И сейчас у нас есть хороший прогноз по итогам грузовой работы ЮУЖД в 2004 году. Всего будет отправлено около 86, 2 млн. тонн - на 9, 6 процента больше к прошлому году. Ожидается увеличение объемов погрузки каменного угля (на 9, 5 процента), нефтепродуктов (на 7, 8 процента), черных металлов (на 8, 4 процента), строительных грузов (на 16 процентов), цемента (в 2 раза) и других родов грузов. Грузооборот на Южно-Уральской магистрали в 2004 году увеличится на 4 процента и составит более 145, 8 млрд. тонн грузов.
- Рост объемов железнодорожных перевозок явно связан с производственной активностью клиентов ЮУЖД?
А. Л. : Южно-Уральская дорога провела маркетинговые исследования потребностей грузоотправителей в перевозках до 2007 года. Были выявлены и спрогнозированы перспективы увеличения перевозок грузов региональных промышленных предприятий по ЮУЖД. И, как показали результаты исследования, предприятия намерены значительно увеличить объемы выпускаемой продукции. Соответственно расширится география отправления грузов, вырастут объемы перевозок, осуществляемые Южно-Уральской магистралью.
Если сравнивать объемы отправления грузов в 2003 и 2007 годах, то прогнозируется рост объемов до 30 %по основным видам.
Мы надеемся, что среди предприятий, отправляющих грузы по Южно-Уральской дороге, лидерами останутся Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, "Уральская Сталь", Тюменская нефтяная компания, комбинат Магнезит, предприятие "Челябстройиндустрия", Бакальское рудоуправление.
Увеличение объемов отправления грузов к 2007 году также обеспечит Южно-Уральской железной дороге рост грузооборота на 26 процентов.
Если в 2003 году грузооборот составил более 140 млрд. тонно/километров, то в 2007 году должен достигнуть 176, 4 тонно/километров.
- И как под такие мощные масштабы производства и перевозок должна модернизировать свою инфраструктуру железная дорога?
А. Л. : Реально уже немало делается. В 2004 году на главных полигонах Южно-Уральской магистрали от Кропачево до Исилькуля было проведено удлинение приемоотправочных путей. Это станции Чебаркуль и Бишкиль. Удлинение путей имеет большое практическое значение: ускоряется процесс формирования тяжеловесных и длинносоставных поездов, сокращается простой вагонов, экономятся поездные локомотивы и локомотивные бригады. Таким образом, на магистрали постоянно оптимизируется эксплуатационная модель работы дороги и совершенствуется перевозочный процесс. А значит, повышается эффективность работы и железнодорожников, и промышленников.
Всего в развитие станций в 2004г. ЮУЖД вложила более 164 миллионов рублей.
На Южно-Уральской железной дороге также разработан проект программы развития до 2007 года. Стоимость ее реализации достигает 31, 4 млрд. рублей. Основными целями внедрения программы перспективного развития является модернизация и обновление железнодорожной техники и подвижного состава, повышение собственной эффективности работы и обеспечение транспортного заказа региона.
Возможности инфраструктуры ЮУЖД должны отвечать повышающимся объемам предъявляемых клиентурой грузов для перевозок. Поэтому за три года более 2 миллиардов рублей планируется направить на модернизацию средств железнодорожной автоматики и телемеханики. Более 5, 7 млрд. рублей Южно-Уральская железная дорога собирается вложить в модернизацию и обновление подвижного состава.
На ЮУЖД будет также построено новое здание Единого диспетчерского центра управления перевозками в Челябинске. На станциях Кирзавод и Магнитогорск-Пассажирский планируется внедрить устройства электрической централизации. Необходимо закончить техническое оснащение сетевых пунктов технического обслуживания грузовых вагонов в Кургане и Магнитогорске, развитие пунктов подготовки грузовых вагонов станций Магнитогорск и Металлургическая, строительство пункта технического обслуживания моторовагонного подвижного состава на станции Челябинск - Главный. Среди наших планов также реконструкция пригородной зоны станции Челябинск.
В рамках долгосрочной инвестиционной программы Южно-Уральская дорога также планирует направить около 1 млрд. рублей на обеспечение безопасности движения поездов, 47, 5 млн. рублей - в антитеррористические мероприятия.
В результате внедрения долгосрочной программы развития на Южно-Уральской дороге ежегодно планируется экономить порядка 2, 8 млрд. рублей.
С большой взаимной выгодой ЮУЖД и ее партнеры реализуют и другие программы. Например, внедряется система электронного документооборота "ЭТРАН", направленная на оформление документов на перевозку грузов. Она была введена между Южно-Уральской дорогой и Магнитогорским металлургическим комбинатом еще в 2003 году и показала высокую эффективность. Документы между ЮУЖД и грузоотправителями стали оформляться на несколько порядков быстрее, в результате чего значительные средства экономят и ЮУЖД, и ее партнер. В настоящее время в системе "ЭТРАН" работает 95 процентов грузовых станций Южно-Уральской магистрали. Всего к системе электронного документооборота подключены шесть грузоотправителей, в том числе Магнитогорский металлургический комбинат, Челябинский металлургический комбинат, Челябинский трубопрокатный завод, ОАО "Магнезит". Активно проводится работа по подключению других грузоотправителей. До конца 2004 года система "ЭТРАН" будет внедрена еще на трех предприятиях. Это Челябинский электрометаллургический комбинат, "Уральская сталь", Челябинский цинковый завод.
- Анатолий Степанович, как на Южно-Уральской дороге развивается конкурентная среда?
А. Л. : В зоне действия ЮУЖД успешно развивается конкурентный рынок по перевозке грузов компаниями-операторами. Сейчас перевозку грузов с промышленных предприятий региона осуществляют 12 таких компаний. В 2002 году в конкурентный сектор ЮУЖД по перевозке грузов входило только семь операторов. В 2003-2004 годах заработало еще пять таких предприятий. Среди эффективно работающих партнеров ЮУЖД - ООО "ММК-Транс", ООО "Мечел-Транс", ООО "Фирма Трансгарант", ОАО " Новая перевозочная компания ".
За десять месяцев 2003 года доля объема отправления грузов компаниями-операторами в общей погрузке Южно-Уральской магистрали составила 16 процентов. За аналогичный период 2004 года, к уровню прошлого года, количество грузов, перевозимых операторскими компаниями, увеличилось на 17 процентов. Компании-операторы по перевозке грузов наращивают арендованный и собственный парк железнодорожного подвижного состава. В 2004 году, в сравнении с 2003 годом, объемы перевозок в арендованных вагонах компаниями-операторами выросли на 22 процента.
Операторские компании, действующие в зоне ЮУЖД, перевозят не только высокодоходные, но и массовые грузы. Если в 2003 году в собственном и арендованном подвижном составе операторских компаний и грузовладельцев перевезено 20 процентов строительных грузов, то в 2004 году уже 29 процентов. Так, ООО "Фирма Трансгарант" перевозит щебень. Компания "Мечел-Транс", помимо перевозки черных металлов, обеспечивает доставку руды. ООО "ММК-Транс" перевозит уголь. ООО " Новая перевозочная Компания ", наряду с цветной рудой, доставляет до потребителей минерально-строительные грузы
Операторские компании по перевозке грузов и промышленные предприятия Южного Урала готовы инвестировать средства в развитие инфраструктуры ЮУЖД. И такой опыт уже наработан. В Оренбургской области ЗАО "Южно-Уральская промышленная компания" и ЮУЖД вместе создали и развивают станцию Газовая. Южно-Уральская магистраль и Магнитогорский металлургический комбинат планируют масштабно реконструировать станцию Магнитогорск-Грузовой. В общем, ЮУЖД в рамках реформирования способствует привлечению дополнительных инвестиций в развитие отрасли. В конечном итоге средства вкладываются в развитие транспортной системы России, укрепляют ее социальные и экономические позиции.
ЮУЖД как рачительный хозяин старается каждый свой рубль, вложенный в развитие, превращать в десять, которые в свою очередь значительно повышают эффективность работы партнеров. Таким образом, совместными усилиями поднимается экономика региона и России, реализуется задача по удвоению отечественного ВВП.
- Анатолий ЛЕВЧЕНКО, начальник Южно-Уральской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги"