16-03-15 / 2015
Новости отрасли
Зоны не задались

ПОРТОВЫЕ ОЭЗ ПО-ПРЕЖНЕМУ СУЩЕСТВУЮТ

ТОЛЬКО НА БУМАГЕ

Проекты двух особых экономических зон портового типа - в Мурманске и Совгавани - за последние годы претерпели много изменений, но так и не стали реальностью. В обоих случаях не нашлось инвесторов, готовых работать на предложенных Министерством экономического развития условиях.

Как и несколько лет назад, у обоих проектов есть сильные лоббисты во власти и бизнесе, готовые отстаивать свои интересы. Ведь режим особой экономической зоны (ОЭЗ) подразумевает наличие беспошлинной таможенной зоны и налоговые льготы, однако данные преференции распространяются только на резидентов, работающих в них. А для того чтобы стать резидентом, компания должна инвестировать значительные средства в строительство или реконструкцию объектов инфраструктуры и внести обеспечение уплаты налоговых пошлин, что в текущих экономических условиях весьма проблематично.

Мурманск

История создания портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ) в Мурманске началась 5 лет назад. Соответствующее постановление правительства было подписано 12 октября 2010 года. Тогда региональные власти взяли на себя обязательства по созданию инженерной инфраструктуры для ПОЭЗ - построить источники электроснабжения и транспортные развязки на условиях софинансирования из федерального бюджета. Реализовать проект предполагалось в три этапа: на первом должен был быть подготовлен участок на западном берегу Кольского залива площадью 1196 га, на втором - на восточном берегу площадью 371,6 га и на третьем - участок перспективного развития ПОЭЗ на севере западного берега Кольского залива в районе реки Кулонга на территории 220 га.

Планы остались нереализованными, так как резидентов для ПОЭЗ властям найти не удалось и деньги из федерального бюджета выделены не были. В марте 2012 года правительство Мурманской области говорило о 19 потенциальных инвесторах, но ни одного реального договора не заключило. Как поясняла тогда губернатор Мурманской области Марина Ковтун, в результате отказа компаний от проведения конкурсных процедур проект не получил федерального софинансирования и нагрузка по созданию необходимой инфраструктуры ПОЭЗ легла на региональный бюджет. Область не смогла самостоятельно обеспечить достаточное количество средств для удовлетворения всех выявленных потребностей и гарантировать потенциальным резидентам предоставление заявленных ими мощностей по электроэнергии и другим энергоресурсам.

Воспользоваться преференциями режима ПОЭЗ оказалось непросто

Еще одна причина, по ее мнению, заключалась в том, что земельными участками, которые должны были войти в ПОЭЗ, владели 77 собственников. Такому количеству субъектов было трудно управлять зоной, так как в случае несогласия даже одного из них договориться и выработать единое решение невозможно.

В прошлом году МЭР уже практически отказалось от затеи с ПОЭЗ в Мурманске, направив в августе в правительство письмо о закрытии зоны. В пояснительной записке к проекту постановления "О досрочном прекращении существования особой экономической зоны портового типа на территории Мурманской области" отмечалось, что на разработку концепции и планирование материально-технического оснащения ОЭЗ из регионального бюджета было потрачено 56 млн рублей. Деньги пошли на разработку проекта планировки территории зоны, включая план ее обустройства и соответствующего материально-технического оснащения и прилегающей к ней территории (первый этап), а также на работу по оформлению земельно-имущественных отношений.

В соответствии с законом об ОЭЗ досрочно прекратить существование особой экономической зоны можно в случае, если в течение трех лет с момента ее создания не заключено ни одного соглашения об осуществлении деятельности. Мурманск как раз подпадал под это условие.

Однако на подмогу Мурманским властям, пытающимся сохранить статус ПОЭЗ, пришла "Роснефть". В сентябре прошлого года нефтяная компания адресовала федеральному правительству просьбу об объединении судостроительной зоны (ОЭЗ промышленного типа) в Рослякове с Мурманской ПОЭЗ. До этого "Роснефть" несколько лет добивалась разрешения на разработку арктического шельфа и создания своей базы в Рослякове недалеко от территории военно-морской части, но только в декабре прошлого года указом президента Росляково вывели из состава ЗАТО "Североморск". Теперь поселок стал частью Мурманска и подчиняется властям субъекта Федерации.

По мнению первого заместителя губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина, сейчас реализация проекта ПОЭЗ должна пойти быстрее, так как с 2015 года зоны перестают делиться по отраслевому признаку, их будут сегментировать только по федеральному и региональному значению. И управлять ими будут соответственно либо федеральные, либо региональные власти.

Что касается транспортных подходов к ПОЭЗ, то параллельно с созданием зоны в области уже много лет предпринимаются попытки реализовать проект Мурманского транспортного узла (МТУ). В настоящее время, по данным заместителя министра транспорта Виктора Олерского, идут подготовительные взрывные работы в районе моста через реку Ту- лома для строительства железной дороги на западный берег Кольского залива. "Думаю, все работы будут выполнены в предусмотренные проектом 48 месяцев и даже быстрее", - говорит он.

Напомним, что проект по развитию МТУ входит в ФЦП "Развитие транспортной системы" и включает создание глубоководных морских терминалов по перевалке угля, нефтяных грузов и контейнеров, а также создание условий для увеличения пассажиропотока. Проект предполагает строительство железнодорожной ветки от станции Выходной до станции Лавна Октябрьской железной дороги длиной 46 км и железнодорожного мостового перехода через Кольский залив. Стоимость всех работ оценивается в 41 млрд рублей.

Совгавань

Вторая экономическая зона портового типа находится в Хабаровском крае - на территории порта Советская Гавань. Постановление правительства о создании ПОЭЗ было подписано 31 декабря 2009 года. Изначально экономическую "свободу" обещали только компаниям, работающим на территории действующего Совгаваньского порта, но впоследствии к ним захотели присоединиться и многие другие интересанты. В частности, с инициативой по расширению ПОЭЗ выступили ряд крупных компаний, работающих в Хабаровском крае, - СУЭК, "ЭН+Логистика", "Мечел-Транс", "САХА (Якутская) транспортная компания" и другие. В декабре 2012 года областное правительство решило увеличить территорию ПОЭЗ за счет включения в нее Ванинского морского порта и участков береговой полосы Ванинского района. Соответствующие документы об изменении проекта ПОЭЗ были поданы в МЭР, после чего дело фактически встало. МЭР до сих пор не дал добро на новые проектировки зоны.

Как рассказали "Транспорту" в Государственной управляющей компании "ОЭЗ", которая вместе с МЭР курирует проект ПОЭЗ в Хабаровском крае, региональное правительство действительно подготовило предложения по расширению территории ОЭЗ до порта Ванино. "Предложения в настоящее время находятся в стадии изучения. Строительство объектов инфраструктуры на сегодняшний день не начато. Есть два потенциальных инвестора, готовых вложить в Советскую Гавань 8,5 млрд рублей (до 2025 года) и создать 610 рабочих мест", - пояснили представители "ОЭЗ".

Отметим, что в отличие от Мурманска в Совгавани финансирование проекта вообще не начиналось. В феврале 2014 года правительство Хабаровского края заявило о готовности вложить 60 млн рублей, но намерение так и осталось нереализованным, так как инвесторы не захотели давать финансовые гарантии без улучшения транспортной доступности региона. Это основные требования будущих резидентов к властям.

Впрочем, похоже, транспортная задача в скором времени будет решена. По словам руководителя ФГУ "АМП Приморского края" Андрея Городиштьяна, порт Ванино совместно с морским портом Советская Гавань образует единый транспортный узел, являющийся конечным пунктом БАМа, и после модернизации БАМа железнодорожные подъезды к ПОЭЗ смогут обеспечить работу для всех резидентов. "Ограничения по доставке грузов по железной дороге в направлении Ванинско-Совгаваньского транспортного узла будут сняты уже в ближайшие годы, что значительно повысит инвестиционную привлекательность реализуемых проектов", - говорит первый вице-премьер правительства Хабаровского края Николай Брусникин.

Напомним, что правительство уже утвердило финансирование проекта по модернизации БАМа и Транссиба. "Модернизация железной дороги до Советской Гавани позволит увеличить грузоперевозки до 100 млн тонн грузов в год. Безусловно, произойдет прорыв в инвестиционной привлекательности территории, где планируется разместить ПОЭЗ. Полуторакратное увеличение грузопотока нас ожидает уже в ближайшие годы - с 20-22 млн тонн в год до 38-40 млн", - заявил Брусникин. По его словам, территория ПОЭЗ увеличится с 290 до 1630 га. Инвесторы на дополнительных площадках уже есть. Получается, все ждут строительства железнодорожных путей к проектируемым терминалам и предприятиям, которые будут строиться в ПОЭЗ. К 2025 году суммарные заявки резидентов там составляют около 125 млн тонн грузопотока.

По данным ДВЖД, финансирование работ по модернизации БАМа уже началось. Так, в границах Дальневосточной дороги объем средств в этом году увеличен на 58% по сравнению с 2014 годом - до 51,2 млрд рублей. Источники финансирования - средства РЖД (26,4 млрд), госбюджета (11,9 млрд), а также Фонда национального благосостояния (4,3 млрд рублей). Напомним, что к лету 2017 года "Мечел" планирует запустить горно-обогатительный комбинат на Эльге мощностью 9 млн тонн угля в год. Продукция будет вывозиться через порт Ванино, который к этому времени должен войти в состав ПОЭЗ.

ПОРТО-ФРАНКО

Отметим также, что помимо ПОЭЗ в России может появиться другой формат свободной портовой зоны. В частности, в режиме порто-франко (беспошлинный ввоз и вывоз товаров) может начать работать порт Владивосток. Об этом говорит министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. По его словам, Минвостокразвития готовит изменения в законодательство, согласно которым порт Владивосток станет первой свободной стивидорной площадкой в России. Это будет продолжением попыток создания портовых особых экономических зон в стране.

ПО ДАННЫМ ЗАМЕСТИТЕЛЯ МИНИСТРА ТРАНСПОРТА ВИКТОРА ОЛЕРСКОГО, ИДУТ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ВЗРЫВНЫЕ РАБОТЫ В РАЙОНЕ МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ТУЛОМА ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ НА ЗАПАДНЫЙ БЕРЕГ КОЛЬСКОГО ЗАЛИВА

Областное правительство решило увеличить территорию ПОЭЗ за счет включения в нее Ванинского морского порта и участков береговой полосы Ванинского района

Постановление правительства о создании в Совгавани ПОЭЗ было подписано 31 декабря 2009 года

В ОТЛИЧИЕ ОТ МУРМАНСКА В СОВГАВАНИ ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТА ВООБЩЕ НЕ НАЧИНАЛОСЬ. В ФЕВРАЛЕ 2014 ГОДА ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЗАЯВИЛО О ГОТОВНОСТИ ВЛОЖИТЬ 60 МЛН РУБЛЕЙ, НО НАМЕРЕНИЕ ТАК И ОСТАЛОСЬ НЕРЕАЛИЗОВАННЫМ

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт16.03.2015