03-09-14 / 2014
Новости отрасли
Знак переноса

На совещании в Якутске президент Владимир Путин дал поручение правительству окончательно определиться с вопросом, возможен ли перенос части средств РЖД с модернизации Восточного полигона на территории опережающего развития ТОРы.

Владимир Путин поставит точку в дискуссии. Министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка в очередной раз поставил вопрос о переносе нескольких десятков миллиардов рублей с развития железнодорожной инфраструктуры на финансирование ТОРов и инвестпроектов.

«Мы предлагаем средства, предусмотренные на модернизацию БАМа и Транссиба, направить в 2015, 2016 и 2017 годах на поддержку инвестиционных проектов и на создание территорий опережающего развития, – предложил Александр Галушка. – В свою очередь БАМ и Транссиб в 2015 и 2016 годах профинансировать за счет средств РЖД и ФНБ, которые предполагаются как источник финансирования, и в 2017 году выделить дополнительное финансирование в рамках программы развития транспортных систем».

«Инвестиционный проект – это сбалансированная финансовая модель. Это как человек: даже если он сегодня не пользуется левой рукой, левая рука ему все равно нужна, – сказал возражая глава РЖД Владимир Якунин. – Точно так же и здесь: все посчитано. Да, 306 млрд руб. должны инвестировать РЖД, 150 – Фонд национального благосостояния, при этом 110 млрд – это финансовая поддержка бюджета. Нельзя ни один элемент взять и сократить. Тогда все эти оставшиеся деньги тратить нельзя, потому что это будет преступление, это будут деньги ни во что. Последствия переноса для проекта будут колоссальны, и этого делать ни в коем случае нельзя».

Вместе с тем Александр Галушка полагает, что по сегодняшнему варианту модернизации перевозки грузов непосредственно из региона увеличатся лишь на 20%, в то время как 80% грузовой базы придется на другие области.

Но, по словам Владимира Якунина, практически все увеличение провозных мощностей по действующему проекту (55,3 млн тонн) – это дальневосточные грузы, лишь 2 млн тонн приходится на Кузбасс. Все это пойдет в дальневосточные же порты, что даст региону работу и налоговую базу. При этом уже сейчас те же дальневосточные предприниматели просят дополнительные провозные мощности.

Со своей стороны заместитель председателя Совета Федерации Вячеслав Штыров пояснил, что «капиллярную» транспортную инфраструктуру в ТОРах предполагается строить за счет государства, региональных и муниципальных бюджетов. Однако по 18 инвестиционным проектам предполагалось применить механизм ГЧП, что, по словам Вячеслава Штырова, «не очень хорошо получается».

Бизнес не горит желанием вкладывать в это средства. Для решения проблемы необходимо ввести обязательства для бизнеса по оплате построенной государством инфраструктуры, а деньги для инвестпроектов собрать, секвестируя на одну тысячную все статьи расходов федерального бюджета на следующий год.

«Из 18 проектов по меньшей мере семь находятся под угрозой того, что, даже если для них будет создана локальная инфраструктура, слабость в опорной инфраструктуре не позволит им реализоваться», – заявил Вячеслав Штыров.

Президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин заметил, что если не будет магистральной сети, то, какие бы «капиллярные» линии ни были построены, вывезти продукцию все равно будет невозможно.

Министр транспорта Максим Соколов также считает, что средства, предназначенные для Восточного полигона, трогать нельзя.

«Мы уже сейчас видим дефицит общего объема финансирования БАМа как раз по 2017 году в размере 40 млрд руб., – сказал министр. – Таким образом, если говорить о предложениях Минвостокразвития, то этот дефицит надо увеличивать за счет компенсации Минфина до 110 млрд руб., что в рамках бюджетного процесса является маловероятным. Поэтому мы остановились именно на том, что проект БАМа и Транссиба уже реализуется. Уже сейчас ОАО «РЖД» потратило на него порядка 34 млрд руб.».

Владимир Путин пообещал разобраться с тем, какое окончательное решение по финансированию проекта принято в правительстве.

«Вопрос принципиальный, – подчеркнул Владимир Путин. – Поэтому это решение должно быть окончательно проработано и принято. И затягивать здесь уже ничего нельзя».

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок03.09.2014