14-12-21 / 2021
Новости отрасли
Жмых вместо зерна

Перевозки аграрных грузов в специализированных вагонах обновили рекорд. За первые пять месяцев нового сельскохозяйственного сезона, с июля по ноябрь 2021 года, перевозки по железной дороге так называемых сопутствующих аграрных грузов в вагонах-зерновозах достигли исторического максимума. По оперативным данным ОАО "РЖД", за этот период перевезено 2,4 млн тонн таких грузов. Последний рекорд зафиксирован в аналогичном периоде 2019 года, когда было транспортировано 2,386 млн тонн продукции в специализированном подвижном составе. Участники рынка ожидают сохранения положительной тенденции роста перевозок. К сопутствующим аграрным грузам относят, например, жмых, продукты перемола и комбикорма. Так, из общего объема перевозок большую часть составляет жмых – 2 млн тонн, что на 1,5% больше аналогичного периода 2019 года. При этом наибольший рост продемонстрировал комбикорм – на 41,6% выше уровня того же года. Объем перевозок этой номенклатуры груза составил 0,2 млн тонн. Транспортировка продуктов перемола также составила 0,2 млн тонн при росте на 14,6%.

По данным АО "Русагротранс", общий объем перевозок сопутствующих аграрных грузов в вагонах-зерновозах, включая шрот, жом, комбикорм и отруби, увеличился на 16% и достиг исторического максимума – 2,84 млн тонн.

Как отметили в Центре фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) ОАО "РЖД", рост объемов перевозок в вагонах-зерновозах обусловлен переориентацией с крытых вагонов на специализированный вид подвижного состава. Поскольку в 2021 году наблюдалось сокращение поставок зерна, перевозимого в вагонах-зерновозах (на 3,5 млн тонн в июле – ноябре), этот парк стал доступен для перевозок сопутствующих аграрных грузов.

Другим фактором увеличения погрузки этой номенклатуры грузов стало наращивание объемов выпуска продукции в связи с развитием производственных мощностей в стране.

"Рост погрузки жмыхов по сети ОАО "РЖД" в июле – ноябре 2021 года наблюдается преимущественно во внутрироссийском сообщении. На фоне возобновления работы ООО "Приморская соя" (холдинг ГК "Русагро") и наращивания выпуска продукции маслоэкстракционного завода "Амурский" увеличились перевозки из Дальневосточного федерального округа в адрес Уральского и Центрального федеральных округов. Также росту погрузки жмыхов способствует государственное субсидирование перевозок из Дальневосточного федерального округа продуктов переработки семян масличных культур", – рассказали "Гудку" в ЦФТО.

Увеличение перевозок комбикормов в вагонах-зерновозах связано в основном с ростом отправок в адрес ООО "Сельскохозяйственный производственный комплекс "Чистогорский" (холдинг АО "СибАгро", Сибирский федеральный округ) на фоне наращивания производственных мощностей свинокомплекса и, как следствие, потребности в комбикормах.

Рост перевозок сопутствующих аграрных грузов связан с системным развитием рынка, а также с наращиванием импорта и транзита соевого шрота и жмыха, подчеркивает глава аналитического центра АО "Русагротранс" Игорь Павенский. Основной прирост зафиксирован в импорте соевого шрота, который достиг порядка 300 тыс. тонн (увеличение в 2,1 раза), а также в транзите в страны Средней Азии. "Экспорт шрота (в основном подсолнечного) пока остается на уровне прошлого года. Однако ожидается его существенный прирост ввиду рекордного производства масличных – 23 млн тонн в текущем году против 21 млн тонн в 2019-м. Кроме того, отмечается рост экспорта отрубей через порты Азовского моря в Турцию в 1,6 раза (157 тыс. тонн)", – пояснил "Гудку" Игорь Павенский.

По его прогнозам, в конце сезона может быть перевезено до 6,7 млн тонн сопутствующих аграрных грузов в сравнении с рекордом 2019-2020 годов, который достигал 6,27 млн тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.12.2021