26-02-24 / 2024
Новости отрасли
Жизнь по новым алгоритмам

Транспортной отрасли предстоит цифровая трансформация. Как намеченные в ней идеи претворяются на практике? Ответ попытались найти участники рынка, ученые и специалисты в ходе дискуссии "Цифровизация и новые возможности" в рамках XXI Международной конференции "Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство", организованной журналом "РЖД-Партнер". Стратегия и прикладные задачи Ключевыми задачами в сфере цифровой трансформации названы прежде всего улучшение качества транспортно-логистических услуг (повышение доступности и скорости, снижение стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечение их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям). С одной стороны, предполагается повысить степень защиты объектов транспортной инфраструктуры и снизить уровень нарушений субъектами предпринимательской деятельности установленных правил в процессе перевозок, а с другой – указано на недопущение нарушения принципов конкуренции, поскольку она – один из инструментов обеспечения качества предоставляемых сервисов.

Предполагается создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и сервисов электронной коммерции, создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу РФ. При этом предстоит решить ряд прикладных задач. В том числе – опираться прежде всего на российское ПО и обеспечить интеграцию различных информационных ресурсов на основе единой платформы.

Наиболее продвинутым в указанном направлении оказался железнодорожный холдинг. С прошлого года, как сообщил заместитель генерального директора (вопросы цифровой трансформации) ОАО "РЖД" Евгений Чаркин, в компании перестали закупать иностранный софт. В отчетах остались только расходы на эксплуатацию ранее закупленного софта. Со временем и они сойдут на нет.

О том, как это реализуется на практике, рассказал главный конструктор ООО "ИнтэлЛекс" Николай Бузурнюк. В процессе совершенствования работы АС ЭТРАН произошло импортозамещение нескольких систем, которые с ней взаимодействовали. При этом методы были применены разные – от простого переключения на новые модули до поэтапного перехода на новое ПО.

Напомним, что именно под руководством Н. Бузурнюка и была создана АС ЭТРАН. Предложенное им платформенное решение при построении системы позволяет совершенствовать решения по сопровождению внутригосударственных перевозок документооборотом в электронном формате. Также Н. Бузурнюк – идеолог и автор комплексной сетевой технологии безбумажных перевозок грузов в международном сообщении, и за инновации в данной сфере в декабре 2023 года он был награжден медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. Сейчас правительством поставлена задача поэтапного обеспечения взаимо действия всех цифровых систем транспортных операторов с ГИС ЭПД – федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них. На данном этапе ГИС ЭПД заточена на автоперевозки. В ней в электронный вид переведены транспортная накладная, путевой лист, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, заказ (заявка) и договор фрахтования. В дальнейшем планируется подключение водного и железнодорожного транспорта.

Как было сказано в рамках дискуссии, железнодорожники готовы двигаться в указанном направлении. Однако существующая на РЖД система ЭДО имеет целый набор специфических решений. А вот автоперевозчики пока не спешат переходить к цифровым документам, поскольку для них цена вопроса подключения к ГИС ЭПД сопоставима с затратами на бумажный документооборот.

Операторы выстраивают свои сервисы О том, как строится цифровое взаимодействие операторов с ОАО "РЖД", сообщил советник генерального директора АО "ПГК" Сергей Лахтуров. По его словам, сегодня реализован ряд проектов и в итоге обеспечен ввод планов погрузки в СКПП раздельно по операторам. При этом глубина планирования во внутрироссийском сообщении – 1 сутки, в международном – 2 суток.

При согласовании технических норм наличия парка порожних вагонов на дорогах и технических норм передачи по стыкам внедрен режим АСУ-АСУ. Это ощутимо повысило оперативность взаимодействия операторов с перевозчиком.

Операторы могут получить детализацию причин отклонения в АС ДМЗИ запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов. Им предоставляется перечень альтернативных маршрутов на перевозку порожних вагонов, формирующихся в АС ДМЗИ, при отсутствии пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей станций. Причем формирование альтернативных маршрутов на перевозку порожних вагонов опять-таки обеспечено в режиме АСУ-АСУ.

Для усовершенствования взаимодействия операторское сообщество предложило ряд мер. Среди них – в ЦФТО ввести для грузоотправителей требование включать планы в СКПП раздельно по операторам. Предоставлять операторским компаниям фотоматериалы и другую информацию из ППСС, а также продолжить проекты по развитию системы ЭДО в международном сообщении.

В рамках дискуссии также прозвучало предложение увеличить глубину планирования отправок в СКПП во внутрироссийском сообщении до 2 суток, а в международном – до 3 суток.

Кого поощряем, а кого – ограничиваем Информационно-управляющая система ДМЗИ все больше становится инструментом планирования перевозок, уточнил заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО "РЖД" Александр Осьминин.

Она тесно интегрирована с рядом других специализированых систем холдинга – с АС "Паспорт НПС", ИСУЖТ НС ТП, АС АПВО, ЦНСИ, АСОУП, АС ТН и АС ЕТП, а также ЦБДГР. Таким образом, она учитывает все больше данных о работе станций, ситуациях с открытием ремонтных окон, нюансах с графиками движения поездов.

Вместе с тем в кулуарах было отмечено, что у клиентов возникают сложности при суточном планировании в связи с ужесточением логконтролей на сети. В частности, представитель крупной нефтяной компании сообщил, что у грузоотправителей могут быть разные акционеры, плательщики, операторы и контрагенты. В таком случае формирование СКПП с привязкой по номерам ГУ-12 приводит к увеличению количества заполняемых позиций в несколько раз, если учет вести с указанием всех номеров ГУ-12 ежесуточно. Представитель меткомбината признался, что компания вынуждена нести дополнительные затраты и для адаптации к новым условиям ей требуется время. А представитель щебеночного карьера посетовала на то, что новая система логконтролей и попытки настроить под них процесс упорядочивания логистических потоков на РЖД с помощью алгоритмов ДМЗИ настроены прежде всего на решения, помогающие экспортерам отправлять грузы в восточном и южном направлениях, но пока недостаточно проработаны для внутренних перевозок, где могут ежесуточно меняться условия контрактов, объемы погрузки и станции заадресовки. Над совершенствованием технологий перевозчику предложено поработать.

Цифра помогает улучшить качество предоставления сервисов на грузовых дворах РЖД. Для этого реализуется ряд проектов в тесном взаимодействии ученых и специалистов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, рассказала директор научно-образовательного центра "Интеллектуальные транспортные системы и технологии" Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Вероника Нутович. О пилотном проекте e-CMR по внедрению электронной международной транспортной накладной для автомобильного транспорта между РФ и Белоруссией проинформировал главный эксперт АНО "ДМТК" Владимир Коростелев.

На его основе ожидается практическая отработка технологии трансграничного ЭДО. Предполагается уточнить пути для обеспечения юридической значимости электронных документов. Правда, для применения электронных товаросопроводительных документов потребуются изменения в нормативные правовые акты стран. Ведь практическое внедрение электронного трансграничного документа e-CMR возможно на основе применения международных стандартов.

Цифровизация охватывает самые разные стороны перевозочного процесса. В их числе – работа страховых компаний. Цифровые сервисы для корпоративных клиентов сокращают срок урегулирования вопросов, связанных с возмещением страховых случаев, и автоматизируют процессы урегулирования убытков, отметила начальник управления цифровых продаж и проектного развития СПАО "Ингосстрах" Людмила Шукалович. По ее словам, компания готова работать в рамках самых современных технологий. В частности, к использованию клиентами при сделках цифровых рублей. Как полагают эксперты, цифровой рубль может стать важным инструментом при переходе на смарт-контракты в сфере грузовых перевозок.

Цифровизация позволяет облегчить и контроль за перемещением транспортных средств, отметил менеджер по продажам ООО "РД Групп" Евгений Арсентьев. Речь идет, в частности, о своевременном информировании водителя (оператора) и центра мониторинга о возникновении критической ситуации в процессе выполнения логистических операций. Благодаря современным системам становится возможным проводить дистанционные медосмотры, добавил директор коммерческого департамента MedPoint24 Сергей Девицын. Это современная технология, которая позволяет с помощью специального оборудования проходить обязательную для определенных категорий сотрудников процедуру без непосредственного контакта с медиком.

Цифровизация позволяет облегчить и контроль за перемещением транспортных средств. Речь идет, в частности, о своевременном информировании водителя (оператора) и центра мониторинга о возникновении критической ситуации в процессе выполнения логистических операций Операторы могут получить детализацию причин отклонения в АС ДМЗИ запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов. Им предоставляется перечень альтернативных маршрутов на перевозку порожних вагонов, формирующихся в АС ДМЗИ, при отсутствии пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей станций

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер26.02.2024