14-04-20 / 2020
Новости отрасли
Железные дороги тянут поперек Сибири

"Сибирский меридиан" обойдется почти в 5 трлн руб.

Как стало известно "Ъ", в правительстве начали рассматривать новый железнодорожный мегапроект - анонсированный в прошлом году Владимиром Путиным "Сибирский меридиан", который свяжет порты Тихого и Индийского океанов и точки на Севморпути. Проект включает в себя как уже намеченные стройки, например Северный широтный ход, так и новые тысячекилометровые линии в Сибири и Арктике. Стоимость "Сибирского меридиана" предварительно оценивается в 4,9 трлн руб. По мнению аналитиков, проект перспективный, но заниматься им сейчас некому и не на что.

Международный транспортный коридор (МТК) Арктика-Сибирь-Азия "Сибирский меридиан", по предварительным расчетам, обойдется в 4,93 трлн руб. с НДС. Об этом "Ъ" рассказал источник, знакомый с ходом работы проектного комитета транспортной части комплексного плана модернизации инфраструктуры (КПМИ): эти расчеты, по его словам, подготавливаются к рассмотрению комитетом. В Минтрансе "Ъ" пояснили, что вопрос вынесения его на рассмотрение "пока в проработке". В аппарате курирующего КПМИ вице-премьера Марата Хуснуллина комментариев не дали.

Проект предполагает создание к 2035 году грузового железнодорожного сообщения между Китаем и арктическими морскими портами на Севморпути (СМП), минуя Транссиб, и охватывает крупные участки Сибири и Арктики. В частности, речь идет о строительстве двухпутного электрифицированного железнодорожного кольца Салехард-Надым- Уренгой-Сургут-Тюмень-Eкатеринбург- Пермь-Ярославль-Обская-Салехард.

О развитии этого маршрута в октябре 2019 года говорил Владимир Путин, выступая на пленарной сессии заседания клуба "Валдай". Смысл проекта, пояснял президент, в том, чтобы "через Восточную Сибирь - центр Eвразии - соединить транспортными магистралями порты СМП с портами Тихого и Индийского океанов". Он позволит разгрузить Транссиб, обеспечить транспортными мощностями первые кластеры Ангаро-Eнисейского макрорегиона, развить Арктический транспортный узел, освободить пути для пассажирского движения - в частности, создав условия для организации скоростного движения между Eкатеринбургом и Красноярском, и так далее.

"Сибирский меридиан" состоит из участков разной степени проработанности и согласованности. Так, в него включены проекты "Северный широтный ход" (Обская-Салехард-Надым-Хорей, по нему подписано концессионное соглашение) и "Северный широтный ход-2" (Бованенково-Сабетта, концессия обсуждается). Участок Кызыл-Курагино, по которому также заключено концессионное соглашение, но мощность сейчас уточняется, предлагается продлить до приграничной станции Арс-Суури, которая соединит его с запроектированной линией Мунган-Овоот-Эрдэнэт в Монголии.

Также запланированы пока не оформленные крупные железнодорожные стройки: Сосногорск-порт Индига (506 км), Уренгой-Норильск (830 км), Нижневартовск-Белый Яр-Лесосибирск-Ярки-УстьИлимск (1995 км) и Лесосибирск-Игарка, которая протянется на 1050 км вдоль Eнисея. В ОАО РЖД обсуждать новый проект не стали.

В текущих условиях "Северный меридиан" реалистичным не выглядит, уверен глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Сейчас у ОАО РЖД есть очевидный фокус инвестиций, где к тому же проблемы с соблюдением сроков,- Восточный полигон. У него две мощные точки роста, поясняет эксперт: на Транссибе это контейнерные перевозки, особенно в текущей ситуации, когда из-за проблем с морскими линиями наблюдается переток грузов в железнодорожный сегмент, на БАМе - уголь. "В условиях когда актуальность БАМа и Транссиба критически возросла, распыление ресурсов ОАО РЖД на сторонние глобальные мегапроекты выглядит неадекватным",- полагает господин Бурмистров.

У "Газпрома" также есть сейчас чем заняться: это Амурский ГПЗ, вторая очередь "Силы Сибири", у НОВАТЭКа - организация вывоза по СМП, терминал на Камчатке. А этими тремя компаниями, в целом, круг потенциальных инвесторов "Северного меридиана" исчерпывается, отмечает господин Бурмистров. Проект стратегически интересен, признает эксперт, его потенциал высок, однако у всех потенциальных инвесторов возможности им заняться в ближайшие два года отсутствуют.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ14.04.2020