25-05-22 / 2022
Новости отрасли
Железной дороге подвезли сценарии

Динамику погрузки просчитали в шести вариантах

Аналитики продолжают пытаться предсказать итоги работы железных дорог в этом году в условиях постоянных перемен. В Rollingstock смоделировали шесть сценариев - в наиболее оптимистичном, когда боевые действия на Украине кончаются уже в мае, погрузка ОАО РЖД даже вырастет по итогам года на 0,1%. Самый пессимистичный сценарий, в котором боевые действия продлятся весь год, а в Азии и России начнется очередная волна пандемии, погрузка упадет более чем на 20%. Производство вагонов в РФ, впрочем, падает во всех сценариях: от 23% до 57%. ОАО РЖД, по данным "Ъ", рассматривает вариант падения погрузки по итогам года на 5%. Другие аналитики полагают более вероятным снижение в пределах 7%.

Отраслевое издание Rollingstock смоделировало шесть сценариев работы железнодорожного транспорта, в том числе динамики погрузки и выпуска подвижного состава, в 2022 году. Издание основывалось на 13 факторах - от длительности боевых действий на Украине и санкционного давления до динамики пандемии.

В наиболее оптимистичном сценарии, предполагающем окончание военных действий уже в мае, снятие санкций в августе и взаимное открытие портов в июле, а также рост цен на уголь на мировом рынке на 50-100%, погрузка на сети ОАО РЖД даже вырастет - на 0,1% к 2021 году.

В критическом сценарии, когда военные действия продлятся весь год, будет наблюдаться пандемия коронавируса в Азии и массовые вспышки в России, а уже в июне последует полный отказ от отечественных товаров на мировых рынках, погрузка упадет на 21,5%, причем примерно на 30% снизится погрузка угля и нефтяных грузов и на 43,3% - погрузка зерна на фоне низкого сбора урожая.

При этом во всех сценариях Rollingstock выпуск грузовых вагонов падает. Снижение составляет от 23,1% (48,5 тыс. единиц) в позитивном сценарии до 57,4% (26,9 тыс. единиц) в критическом.

Само ОАО РЖД не дает официального прогноза по погрузке. Глава компании Олег Белозеров 24 мая сообщил, что по итогам месяца погрузка может упасть на 5%. Это соответствует апрельской динамике. За январь-апрель погрузка снизилась на 1,1%, до 410,3 млн тонн. По данным "Ъ", рабочий прогноз монополии по итогам 2022 года - снижение погрузки на 5% к 2021 году, или на 95,1 млн тонн к годовому плану, до 1218 млн тонн.

Сценарий Rollingstock, близкий к этому прогнозу, предусматривает падение погрузки на 4,2% при окончании военных действий в сентябре, сохранении негативной геополитической обстановки до октября-ноября и отсутствии пандемии в России на фоне сохранения напряженной эпидемиологической обстановки в Азии в апреле-мае.

Сценарий предусматривает полный отказ от отечественных товаров "недружественными" странами в июле, а частичное снятие ограничений и санкций ожидается после сентября 2022 года. Производители основных комплектующих возобновят свою деятельность на территории России только в декабре 2022 года. При этом будет действовать параллельный импорт, сроки службы подшипников для вагонов будут увеличены и появятся новые поставщики из "дружественных" стран, поясняют в Rollingstock. Выпуск вагонов в этом сценарии сократится на 35,6%, до 40,6 тыс. единиц.

По прогнозу ИПEМ, говорит замгендиректора института Владимир Савчук, погрузка по итогам года снизится на 2-7% в зависимости от динамики санкционного давления и скорости адаптации логистических цепочек, которая, по расчетам ИПEМ, займет три-шесть месяцев, а также инфраструктурных ограничений на наиболее востребованных направлениях перевозок. Выпуск грузовых вагонов даже с учетом серьезного снижения в апреле составит не менее 45- 50 тыс., полагает господин Савчук. Спрос на подвижной состав в сегменте полувагонов будет стабильным с поправкой на сложности с комплектующими для инновационных полувагонов, прогнозирует он, на фитинговые платформы спрос будет снижаться, а, например, на крытые вагоны он вырастет под влиянием дефицита контейнерного оборудования.

Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров считает наиболее вероятным снижение погрузки на 6-7% по итогам года, и в этом сценарии окончание военных действий в 2022 году не предполагается. Другой вопрос, говорит он, что ключевым показателем с точки зрения задействования парка, доходов ОАО РЖД и операторов является грузооборот, а его снижение с учетом перераспределения грузопотоков на восток и роста среднего расстояния не превысит 3%. Рост грузооборота за четыре месяца составляет 2,6%, отмечает он. Само ОАО РЖД, по информации "Ъ", прогнозирует снижение грузооборота на 6,3%, до 3,11 трлн тонно-км, по итогам года, но господин Бурмистров считает эти расчеты слишком пессимистичными и не вполне учитывающими изменения географии отправок во втором полугодии. Что касается выпуска вагонов, то оптимистичный сценарий "Infoline-Аналитики" - 49 тыс. единиц, пессимистичный - порядка 38 тыс. Последний сценарий, считает господин Бурмистров, не слишком вероятен, учитывая, что за январь-апрель выпущено около 19 тыс. вагонов, ключевая ставка ЦБ, от которой зависят ставки по договорам лизинга, постепенно снижается, а в некоторых сегментах - например, крытых вагонов - наблюдается острейший дефицит.

57 процентов может составить падение выпуска грузовых вагонов в РФ в 2022 году в пессимистичном сценарии, по прогнозу Rollingstock

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ25.05.2022