13-11-19 / 2019
Новости отрасли
Железнодорожным путям упростят смену статуса

Правительство РФ внесло в Государственную думу поправки к закону "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"В минувшую пятницу Правительство РФ внесло в Государственную думу законопроект, согласно которому Министерство транспорта РФ получит полномочия принимать решения о переводе железнодорожных путей общего пользования в разряд веток необщего пользования. Упрощение процедуры позволит отказаться от окончательного закрытия линий, не приносящих достаточного дохода.

Соответствующая поправка в закон "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" размещена на сайте российской Госдумы sozd.duma.gov.ru.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что действующим законодательством не предусмотрено правовых оснований для изменения статуса железнодорожных путей. Сейчас владелец инфраструктуры при изменении назначения железнодорожного пути общего пользования сначала закрывает линию. Потом комиссия, состоящая из Росжелдора и владельца ветки, принимает ее в эксплуатацию. И только после этого разрешает подачу подвижного состава (открывает пути необщего пользования).

По мнению начальника технического отдела Управления пути и сооружений Центральной дирекции инфраструктуры ОАО "РЖД" Алексея Трошина, предлагаемые поправки сделают процесс принятия решений в этой области более гибким.

"После закрытия путей общего пользования теперь не нужно будет обращаться к процедуре открытия путей необщего пользования", – пояснил он "Гудку".

После принятия законопроекта Минтранс также получит полномочия по принятию решения об отказе владельцу инфраструктуры в смене статуса железнодорожных путей, аналогичные порядку закрытия веток.

Ветки можно отнести к малоинтенсивным по следующим критериям: грузонапряженность в пределах 5 млн тонн грузов в год и размер движения не более восьми пар поездов в сутки.

Заместитель начальника Правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев заявил "Гудку", что холдинг поддерживает эту инициативу.

"В случае если законопроект будет принят, это упростит процесс перевода железнодорожных линий общего пользования в разряд веток необщего пользования. Согласно действующему законодательству это невозможно, приходится юридически закрывать линию. А это, как правило, требует длительного согласования с регуляторами. И несмотря на то что линия уже существует в натуре, после процедуры закрытия необходимо открыть на прежнем месте пути необщего пользования", – отметил он.

Сейчас Минтранс, не имея полномочий по принятию решений в этой области, должен получить положительное заключение от Росжелдора, направить его для согласования либо получения замечаний и предложений в Министерство обороны РФ и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти, а также в ФАС в уведомительном порядке.

По словам Алексея Васильева, вся процедура сейчас занимает не менее полугода.

По мнению заместителя генерального директора АО "Институт экономики и развития транспорта" (ИЭРТ, дочернее предприятие ОАО "РЖД") Сергея Шарапова, эта инициатива будет полезной не только для РЖД, но и для их клиентов.

"Когда рассматривается вопрос использования малодеятельных линий, в первую очередь предлагаются меры по привлечению дополнительных объемов грузов на эту ветку или снижению эксплуатационных затрат. Но если ветка все равно остается убыточной, поднимается вопрос о ее закрытии. Однако часто есть серьезные аргументы против закрытия ветки, к примеру, если это единственная транспортная артерия для отдаленных населенных пунктов или предприятий. В этом случае, чтобы избежать окончательного закрытия линии, ее необходимо перевести в разряд путей необщего пользования и продать или передать на баланс заинтересованной организации. Предлагаемые поправки в нормативную базу позволят ускорить принятие решений по таким вопросам и обеспечить практически бесперебойную работу линии для заинтересованных структур", – резюмировал Сергей Шарапов.

Как ранее сообщал "Гудок", в прошлом году ИЭРТ и РЖД разработали Программу повышения эффективности работы малоинтенсивных линий. Так, закрытие станций в темное время суток (для сокращения числа рабочих смен) или работа локомотивов на таких линиях без помощников машинистов помогают перевозчику снизить издержки.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок13.11.2019