26-11-13 / 2013
Новости отрасли
Железнодорожный транспорт в последние годы был явным локомотивом движения рынка лизинга вверх

Но 2013 год изменил ситуацию в сегменте, что, впрочем, не привело к кардинальным перестановкам на рынке.

По данным исследования рейтингового агентства "Эксперт РА", по итогам 9 месяцев 2013 года произошло снижение доли лизинга железнодорожного подвижного состава в структуре нового бизнеса с 54% за 9 месяцев 2012 года до 37% в этом году. В денежном выражении сегмент уменьшился в 2 раза - объем сделок составил 347 млрд рублей.

Основными причинами падения эксперты называют общее замедление экономики России, снижение погрузки на сети ОАО "РЖД" и преодоление дефицита подвижного состава.

Правда, расстановка сил на рынке практически не изменилась - произошли лишь некоторые перестановки внутри топ-5 компаний.

"На большинстве компаний существующая динамика никак не отразилась, поскольку финансировать железнодорожные сделки в существенных объемах могли только несколько самых крупных лизингодателей", - говорит директор департамента по работе с крупнейшим и клиентами ЗАО "Сбербанк Лизинг" Анастасия Ха лилова.

Директор Северо-Западного филиала лизинговой компании "ТрансФин-М" Максим Анисимов поясняет, что снижение объема лизинговых сделок в железнодорожном сегменте было компенсировано ростом сделок авиализинга.

Меньше нефти и руды

Как рассказывает руководитель департамента маркетинга и аналитических исследований компании Brunswick Rail Андрей Цыганов, снижение объемов погрузки, в частности нефти и нефтепродуктов, строительных грузов, черных металлов и железной руды, началось еще в ноябре 2012 года. Восстановление объемов не произошло до сих пор, и в целом за 2013 год ожидается падение объемов перевозок более чем на 3% по сравнению с 2012 годом.

При этом в 2009-2012 годах вагоностроительные заводы стран СНГ произвели более 350 тыс. вагонов - около трети российского парка, что компенсировало провал производства 1990-х годов. В результате на рынке возник избыток вагонов.

"Наиболее резко на изменение рыночной ситуации отреагировал сегмент полувагонов, - отмечает Андрей Цыганов, - самый крупный сегмент российского парка". Рыночная ставка аренды снизилась с 1400-1500 рублей в сутки в начале 2012 года до 600-650 рублей в сутки в 2013 году. То есть падение составило около 60%.

"В связи со сложившейся ситуацией на рынке перевозок в первом полугодии многие компании воздерживались от увеличения парка, а лизинговые компании более осторожно подходили к финансированию", - комментирует Максим Анисимов.

Разные вагоны

Если с полувагонами ситуация сложилась совсем непростая, то специализированные вагоны потеряли в цене меньше - всего 20-30%. "На такие виды подвижного состава, как газовые цистерны, ставки снизились не более чем на 10%, что свидетельствует о сохранении спроса на достаточно высоком уровне", - говорит Андрей Цыганов.

Директор по маркетингу ООО "Объединенная вагонная компания" Нина Борисенко отмечает, что в этом году производство вагонов-хопперов и цистерн в России выросло более чем на 30% благодаря интересу рынка к цистернам для сжиженных углеводородных газов и химической продукции, а также к хопперам-минераловозам.

Спрос на полувагоны по- прежнему падает, и их выпуск сократился более чем на 50%.

Рынок ждет

По итогам 2013 года объем сегмента железнодорожного лизинга будет на 15-20% ниже объема за 2012 год, считает Максим Анисимов.

Восстановление ставок на уровне прошлого года в будущем может произойти только при увеличении спроса на вагоны. В этом лизингодатели большие надежды возлагают на власти, а в случае непринятия дополнительных мер стимулирования со стороны государства объем спроса будет соответствовать темпам выбытия вагонов из парка.

"Мы ожидаем, что возвращение к прежнему росту и даже превышение рекордных показателей объемов нового бизнеса будет сразу же после принятия окончательных решений о запрете на продление срока службы грузовых вагонов", - поясняет Анастасия Халилова.

Ожидается, что в следующие 3 года будет списано около 230 тыс. старых вагонов, что составляет около 20% от общего количества всех грузовых вагонов в России.

Также все ждут либерализации рынка тяги и, как следствие, обновления парка локомотивов за счет частного бизнеса.

По словам Андрея Цыганова, при оценке перспектив российского рынка ж.-д. перевозок часто ориентируются на рынок США. Там в настоящее время более половины всего парка вагонов используется операторами в рамках сделок операционного лизинга.

В России этот показатель - около 20%, что говорит о потенциале роста.

КОММЕНТАРИЙ

Внимание на сервис и качество

ДМИТРИЙ КОВАЛЕНКО, коммерческий директор лизинговой компании "Балтинвест"

Год еще не окончился, но основные тенденции уже можно проследить. На примере нашей компании можно говорить о том, что в 2013 году рынок лизинга сократился на 18%. Анализируя услуги конкурентов, ожидания потребителей, был разработан комплекс мер по привлечению клиентов. Сегодня клиент обращает огромное внимание на качество сделки и сервис при получении лизинговых услуг: прозрачность сделки, четкое понимание расходов, оперативность при принятии решения по сделке. На основании выявленных пожеланий клиентов компания "Балтинвест" в июле 2013 года разработала и ввела в действие новую программу, по условиям которой решение об одобрении сделки принимают за 24 часа. Несмотря на замедление темпов развития рынка, мы продолжаем совершенствовать свои бизнес-процессы и надеемся, что перемены, вызванные сложностями в 2013 году, приведут к положительной динамике в 2014 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Деловой Петербург - Тематические страницы26.11.13Вагоны ждут сигнала от власти