Александр Красковский, директор НИИ управления качеством на железнодорожном транспорте, д.т.н.
В ходе реорганизации отрасли нужно менять систему принятия управленческих решений при реформировании отрасли ставку сделали на приток частного капитала в обновление основных фондов и на новые инициативы в сфере организации перевозок с целью повышения качества услуг и оптимизации тарифов.
Однако пока ожидаемых результатов в части снижения тарифной нагрузки на экономику страны не достигли. Похоже, эта цель была завышена, так как отрасль для начала должна была вписаться в рыночную экономику.
Но и эта задача решена не полностью. Да, железнодорожный транспорт продолжает более-менее успешно обслуживать своих стратегических клиентов, однако клиенты с небольшим объёмом перевозок испытывают трудности и зачастую переориентируются на другие виды транспорта. Это является следствием «либерализации» управления вагонным парком и выдавливания с рынка мелких операторов.
К полезным результатам реформы следует отнести то, что за счёт передачи вагонов в частные руки удалось обновить значительную часть парка. Возникают также надежды на инвестиции в инфраструктуру в случае продажи акций ОАО «РЖД».
Правда, нужно учесть и отрицательный опыт Эстонии, продавшей свои железные дороги американскому бизнесмену, который выкачал из них всё что можно, а потом государство вынуждено было выкупать изношенную инфраструктуру и вкладывать в неё значительные средства, пользуясь кредитом Европейского банка развития. Сейчас в компании идут активные поиски моделей технологического процесса для оптимизации управления вагонным парком в условиях множественности операторов. Расширяются масштабы применения твёрдого графика в грузовом движении, опробуются полигонные технологии управления движением.
Радикальная реорганизация уже коснулась 16 дорог, большая часть которых по территории сопоставима с европейскими странами. Вместо единого ресурсного управления дорогами стало использоваться распределённое управление по региональным дирекциям. За региональным центром осталась в основном технологическая координация и разработка планов развития. Для новой модели управления в настоящее время отрабатываются автоматизированные информационные технологии.
Однако не следует забывать, что информационные технологии не заменяют транспортные средства. Если за время реформ износ основных фондов не уменьшился, то это свидетельствует, что в подготовке, принятии и реализации управленческих решений кроется значительный резерв качества производственной системы.
В сложившейся многоотраслевой вертикально интегрированной системе ОАО «РЖД» принятие решений должно носить распределённый характер, но ключевые решения в настоящее время принимаются центром, который аккумулирует в себе ресурсы компании. Проблемы возникают внизу, а решения принимают наверху. Выстраиваются длинные обратные связи, скорость принятия решений замедляется, возникают риски размножения ошибок и остановок системы. Поэтому нужно рассмотреть вопрос об эффективности принятия решений в компании на разных уровнях управления и увязать эти процессы с ресурсными полномочиями руководителей структурных подразделений.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 17.07.12 | Сдержанный оптимизм |