31-10-16 / 2016
Новости отрасли
Железнодорожный совет рассадят по объемам

Подготовлена концепция нового отраслевого регулятора

Формирование нового ключевого регулятора железнодорожного рынка входит в завершающую фазу. Подготовлена концепция структуры и полномочий отраслевого совета рынка и его руководящих органов. В составе предполагается три палаты, представители которых вместе с профильными чиновниками займут места в наблюдательном совете. Грузоотправителей в совет предлагается выдвигать по отраслям в зависимости от их доли в грузообороте, а железнодорожных операторов -- в зависимости от объема парка.

Сегодня вице-премьер Аркадий Дворкович должен провести заседание межведомственной рабочей группы (МРГ) по вопросам развития железнодорожного транспорта, говорится в анонсе, который есть у "Ъ". Группа планировала собраться еще 27 октября, но заседание отложили, и, по данным источников "Ъ", оно может быть опять перенесено на 9 ноября.

Помимо точечных изменений в прейскурант 10-01 (основной тарифный документ ОАО РЖД) и корректировки механизма применения тарифного коридора группа должна обсудить вопросы создания совета рынка транспортных услуг на железнодорожном транспорте. Создание этого органа в начале года инициировала ФАС, в мае господин Дворкович поддержал идею. В материалах к заседанию (есть у "Ъ") представлена детальная концепция совета.

Его устав очень близок к уставу совета рынка в энергетике, с которого копируется структура (проект устава есть у "Ъ"), за исключением элементов, касающихся оптового рынка. ФАС, ОАО РЖД и часть грузоотправителей исходно отстаивали создание вместе с советом оптового рынка услуг по предоставлению вагонов. После жесткого сопротивления операторов и части ведомств этот пункт был исключен, но совет все равно наделяется широкими консультативными и законотворческими полномочиями. В частности планируется подготовка распоряжения правительства о том, что решения совета подлежат обязательному рассмотрению госорганами в определенный срок.

Членов совета предлагается разделить на действительных (с правом голоса) и ассоциированных (с правом совещательного голоса). К первым причислят прямых участников рынка -- перевозчиков, грузоотправителей, операторов и так далее -- и их отраслевые сообщества, ко вторым -- представителей смежных отраслей (от вагоноремонтников до портовиков и автоперевозчиков). Палат, как предложено Минтрансом (см. "Ъ" от 16 сентября), предполагается три -- потребителей услуг (грузоотправители и грузополучатели), производителей услуг (владельцы инфраструктуры и перевозчики) и операторов, куда также войдут экспедиторы, стивидоры и сервисы.

Руководить новым органом будет его общее собрание, а в промежутках -- наблюдательный совет, куда войдут по шесть членов каждой палаты плюс шесть представителей государства. Набсовет будет принимать решения простым большинством при наличии кворума (половина состава и не менее половины представителей каждой из палат), при этом представителей государства, как и в совете рынка в электроэнергетике, предлагается наделить широким правом вето.

Квоты внутри палат на представительство в набсовете будут четко распределены между комитетами, сформированными по определенному признаку. Так, грузоотправители и грузополучатели будут объединены по принципу доли груза в объеме перевозок: угольщики, нефтяники и металлурги получат по одному месту, еще по одному уйдет энергетикам и участникам рынка стройматериалов, одно выделено всем остальным. Операторы будут организованы по размеру парка -- два места уйдут тем, у кого более 100 тыс. вагонов, два -- обладателям 10-100 тыс. выгонов, одно -- мелким операторам и одно -- экспедиторам, стивидорам и всем прочим. Из органов власти в набсовете будут представлены правительственная комиссия по транспорту, Минтранс, Минэкономики и ФАС, остальные "подлежат обсуждению". В перспективе возможно добавление новых палат, в том числе палаты пассажиров, портов, машиностроителей и так далее. О желании войти в состав совета уже заявило, например, Объединение вагоностроителей.

По мнению гендиректора Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, цели и задачи органа для управления целой отраслью должны обсуждаться на более широком уровне, чем сейчас. "Концептуально идею совета обсуждает ограниченный круг людей, который создавал Совет потребителей услуг ОАО РЖД",-- отмечает господин Иванкин. Но, поясняет он, рынку нужен один работающий орган, который будет способен принимать решения.

Наталья Скорлыгина

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ31.10.2016