21-03-12 / 2012
Новости отрасли
Железнодорожный перевозчик и морские порты должны взаимодействовать на основе устава

Представители минтранса, ОАО "РЖД" и стивидоров собрались для того, чтобы проанализировать итоги зимнего сезона и обсудить дальнейшее взаимодействие при перевозках грузов в порты.

Первый вице-президент ОАО "РЖД" Вадим Морозов провел вчера расширенное селекторное совещание, посвященное взаимодействию с портами. Подводя итоги сезона, заместитель министра транспорта Виктор Олерский, в частности, сказал, что нынешней зимой опять не повезло с погодой. Если в Финском заливе подготовились к возможным проблемам, то они неожиданно образовались на Азовском море, где из-за мелководности невозможно использовать мощные ледоколы.

На климатическую проблему наложилось значительное увеличение перевозок. Резко возросла погрузка в январе - феврале по сравнению с тем же периодом 2011 года: на Юге - на 9%, Северо-Западе - на 16%, на Дальнем Востоке - на 12%.

По сравнению с докризисным 2007 годом общий рост перевозок в порты составил десятки процентов, а на Дальнем Востоке превысил 80%.

"Выгрузка в портах вроде бы увеличилась на 19%, однако это составляет всего 70% от их перерабатывающей способности, - заявил Вадим Морозов. - В результате простаивает в ожидании выгрузки 31,2 тыс. вагонов с экспортными грузами. Одних провозных платежей железная дорога недополучает на миллиард рублей".

На совещании заслушали начальников припортовых дорог. Самая благоприятная ситуация сложилась на Октябрьской, поскольку там есть грузы и нет больших сложностей. В январе - феврале там простаивало всего 33 поезда, а сейчас не более 9-10. Как объяснил начальник дороги Виктор Степов, еще в декабре для каждого порта определили программу, задействовав механизм координационных советов, усилили работу логистического центра, который отслеживает вагоны начиная от места погрузки.

На Дальневосточной остро не хватает возможностей инфраструктуры, к тому же грузоотправители зачастую не согласовывают дополнительные объемы перевозок. Особенно сложная ситуация сложилась в Комсомольском регионе, где вагоны простаивают в ожидании выгрузки по шесть суток сверх норматива. Выход здесь видят в заключении договоров с грузоотправителями и портами о взаимной ответственности, но этот процесс идет очень медленно.

На Северо-Кавказской дороге, как пояснил ее руководитель Виктор Голоскоков, портовики оказались не готовы к работе в условиях сложной ледовой обстановки и сильного ветра. В результате на юге 210 "брошенных" поездов и значительное превышение вагонного парка над нормативом.

"Мы предлагаем установить единый подход к основным вопросам организации взаимодействия с участниками перевозочного процесса на основе действующего Устава железных дорог, - предложил Вадим Морозов. - Чтобы операторы морских терминалов выступали как лица, взаимодействующие с перевозчиком по вопросам планирования и согласования заявок согласно статье 11 Устава".

Но пока взаимодействие с портовиками не очень получается. "Узловое соглашение из-за разности интересов подписать невозможно, поскольку, как только моряки и железнодорожники садятся за переговоры, каждый стремится найти соринку в глазах другого, - замечает заместитель министра транспорта Андрей Недосеков. - Тем не менее в Минтрансе есть понимание, что над этим необходимо работать".

Виктор Олерский полагает, что, пока в портах не будет создан достаточный резерв подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры на случай пиковых ситуаций, проблему взаимоотношений решить будет трудно. Однако, по его мнению, ныне действующие хозяйственные договоры предоставляют большую свободу участникам, а это бьет по их же интересам.

В свою очередь руководитель Росжелдора Алексей Цыденов уточнил, что пока речь о возможной передаче припортовых станций в ведение портов не идет. "Железная дорога должна довезти до порта, а порт, в свою очередь, должен развивать свои пути, - говорит Алексей Цыденов. - Если порт не готов правильно планировать свою деятельность, то он должен создать резервную инфраструктуру, куда можно отставить вагоны и затем брать их оттуда".

Андрей Недосеков подтвердил, что государство будет расширять портовую инфраструктуру. По его словам, вскоре начнется строительство порта Тамань, нового портового района в Мурманске, подписано соглашение с частным инвестором о расширении инфраструктуры Находки-Восточного. Это значительно снизит остроту проблемы экспорта, по крайней мере, на Юге и Северо-Западе, считают в ведомстве.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.03.12Копите резервы