17-11-14 / 2014
Новости отрасли
Железнодорожный означает экологичный

14 ноября 2014 года в Хельсинки (Финляндия) состоялся международный форум "Зеленая логистика: Идеи. Практика. Перспективы", цели которого заключались в обмене опытом с зарубежными коллегами, совместном поиске путей развития зеленых технологий в России, а также привлечении широкого общественного интереса к этой теме. Участники мероприятия обсуждали стратегии экологически ориентированного роста, использование экономического регулирования и рыночных инструментов для охраны окружающей среды, а также те конкурентные преимущества, которые зеленая логистика дает отечественным компаниям на международном рынке.

В ходе выступления на форуме вице-президент ОАО "РЖД" Виктор Степов заявил, что в настоящее время актуальны новые подходы к организации логистических сервисов, базирующиеся на соблюдении экологических стандартов, и холдинг намерен их придерживаться. "В странах ЕС вопросы экологичности транспорта решаются согласно стратегическому документу - Белой книге, - констатировал В. Степов. - Мы также последовательно реализуем Экологическую стратегию ОАО "РЖД" на период до 2017 г. и на перспективу до 2030 г.". Планы перевозчика подтверждаются цифрами: инвестиции на охрану окружающей среды за последние три года составили более 17 млрд руб. За период с начала 2011 по 2014-й объемы выбросов вредных веществ в атмосферу от стационарных источников снижены на 18%, сброса недостаточно очищенных сточных вод сокращены на 13%, использования отходов в технологических процессах и их обезвреживания на собственных площадках выросли на 51%. Техническое перевооружение инфраструктуры, модернизация подвижного состава, применение энергооптимальных графиков движения поездов, разработка безбумажных технологий документооборота являются составными частями масштабной экологической политики РЖД. Компания внедряет инновации, направленные на бережное отношение к природе: например, на ряде сортировочных горок используются системы снижения уровня шума, на определенных участках инфраструктуры установлены шумозащитные экраны и накладки на рельсы, вошло в практику применение устройств для возобновления энергии солнца и ветра, а также использование полимерных материалов после вторичной переработки и пр. Кроме того, ОАО "РЖД" стало одной из первых в Европе компаний, применивших акустические системы для отпугивания животных, не нарушающие пути их естественной миграции. Отдельное направление работы - вовлечение персонала холдинга в дело сохранения природы через формирование корпоративной культуры компании. "Сейчас мы больше работаем на будущее, - подчеркнул В. Степов. - Но когда высокие экологические требования станут общими для разных отраслей промышленности страны, мы окажемся полностью готовыми к этому". Говоря о регионах России, наиболее подготовленными к восприятию идей зеленой логистики вице-президент ОАО "РЖД" в первую очередь назвал российские мегаполисы, а также упомянул Северный широтный ход, развитие которого должно дать толчок к росту экологической составляющей северных регионов страны.

Как известно, ОАО "РЖД" расширяет свое присутствие в мировых транспортных системах, в частности, за счет приобретения компании GEFCO. Между тем в современном мире экологичность услуг становится основным принципом развития бизнеса. По словам вице-президента VR Group Рольфа Янссона, глобальные изменения окружающей среды являются серьезным вызовом для транспортного сообщества, однако именно у железнодорожников есть ответ на него. "Вопрос следует рассматривать в дальней перспективе даже в кризисные периоды, когда развитие бизнеса усложняется и компании уделяют больше внимания экономической стороне деятельности", - подчеркнул он. Финские железные дороги свой выбор уже сделали, приоритеты компании отражает принятый в 2010 году зеленый бренд. "Если экологичность услуг является серьезным аргументом для клиентов, то это дает преимущество и нам, - пояснил старший вице-президент по связям с общественностью и окружающей среде VR Group Отто Лехтипуу. - Еще в 1990-х мы провели исследования, результаты которых использовали в маркетинге".

Тот факт, что экологичный сервис теперь много значит для иностранных заказчиков, осознают и в российских компаниях. "Мы надеемся, что наши грузоотправители в ближайшее время тоже начнут задумываться об этом", - отметил генеральный директор ОАО "РЖД Логистика" Павел Соколов. По его мнению, эволюционный процесс идет, и переориентация бизнеса на зеленую логистику неизбежна. Портфель разработок "РЖД Логистики" уже включает достаточное количество реализованных решений в этой сфере. Практика показывает, что, например, исключение из логистических схем части локомотивов или их замена на локомобиль может снизить объемы вредных выбросов в разы.

Представители других видов транспорта также озабочены вопросами экологизации услуг. Начальник отдела программ Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА) по грузовым перевозкам Наталья Пироженко сообщила, что авиакомпании - члены ассоциации приняли решение к 2020 году заморозить уровень вредных выбросов, а к 2050-му снизить его на 50% за счет внедрения современных технологий. В сфере морских перевозок появились регуляторные решения: в частности, с 1 января 2015 года в регионах особого контроля выбросов серы (SECA), к которым относятся Балтийское и Северное моря, будет существенно ограничен максимальный уровень содержания этого химического элемента в судовом топливе. Есть и примеры реализации экологичных инфраструктурных проектов, в частности проложенный по дну Балтийского моря газопровод "Северный поток". "На этапе инвестирования банки и официальные власти разных стран представили сотни требований, которые мы должны были выполнить, несмотря на то что порой они противоречили друг другу", - рассказал руководитель департамента экологического менеджмента Nord Stream Бруно Хельг.

Мнения участников форума сошлись в том, что железные дороги являются наиболее экологичными из ныне известных видов сообщения. По уровню эффективности энергопотребления железнодорожный транспорт в два-три раза опережает автомобильный, что же касается вредных атмосферных выбросов, то, например, удельный объем выработки углекислого газа на железнодорожном транспорте в 1,7 раза ниже, чем на водном, в 59 раз ниже, чем на воздушном, и в 73 - чем на автомобильном. Не случайно, подводя итоги форума, руководитель грузового департамента Международного союза железных дорог (UIC) Миклош Копп подчеркнул, что значимость зеленой логистики сегодня бесспорна, вопрос лишь в том, как превратить ее в философию успешного бизнеса. По его мнению, эту задачу можно решить с помощью железных дорог. Поэтому вполне возможно, что перевод большей части грузопотоков на рельсы станет основной тенденцией развития транспортных систем стран ЕС и России в ближайшие годы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру17.11.2014