29-04-20 / 2020
Новости отрасли
Железнодорожные скидки списывают на будущее

ФАС предлагает до лета 2021 года ввести для ОАО РЖД специальный режим, когда грузовые тарифы на непопулярных экспортных направлениях - на порты Юга и Северо-Запада - могут быть опущены существенно ниже существующих порогов, чтобы уравнять экономику поставки по этим маршрутам с прибыльным восточным направлением. По расчетам службы, для этого придется дать скидки от 16% до 55% при действующем лимите в 12,8%. Недополученную прибыль ОАО РЖД предлагается компенсировать в 2021–2025 годах за счет повышенного тарифа или дополнительных объемов поставок. В монополии считают, что скидки уже и так достигли предела, а эксперты полагают, что правильно рассчитать и нетбэк-ориентированные скидки, и алгоритм их компенсации в будущем очень непросто.

ФАС дала свою оценку поправкам к правилам недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре, которые, в частности, включают в себя методику распределения ограниченных мощностей БАМа и Транссиба между различными группами грузов, а также угольной квоты между угольными компаниями Кузбасса (см. "Ъ" от 9 и 10 апреля). Разногласия между Минтрансом и Минэнерго по документу были урегулированы на совещании у первого вице-премьера Андрея Белоусова 10 апреля, и было принято решение не выносить его на правкомиссию по транспорту и подготовить к подписанию.

В ответе на правительственный запрос от 16 апреля (есть у "Ъ") заместитель руководителя ФАС Александр Редько представил несколько замечаний. Так, он предлагает до вступления в силу новой методики произвести "имитационный расчет провозных и пропускных способностей инфраструктуры и плана формирования поездов", чтобы убедиться, что принятие не приведет к снижению грузовой работы относительно объемов долгосрочной программы развития (ДПР) ОАО РЖД до 2025 года.

В частности, он предупреждает, что, если порядок провоза будет утвержден в нынешнем виде, следует ожидать отказы в перевозке руд, лесных и других экспортных грузов в полувагонах.

Также ФАС не согласна с наделением ОАО РЖД правом тарифицировать грузы, направляемые по объездным маршрутам мимо узких мест, по фактическому расстоянию. По мнению службы, это не может применяться в отношении объемов грузов, предусмотренных в ДПР, они должны тарифицироваться по кратчайшему расстоянию. На данный момент погрузка ОАО РЖД в тоннаже отстает от объемов, указанных в ДПР.

Для привлечения грузов на сеть и разгрузки Восточного полигона ФАС предлагает "с учетом текущих кризисных явлений в экономике на год (из текста можно понять, что с 1 июля по 30 июня 2021 года.- "Ъ") установить переходный период в области тарифной политики". В течение этого периода нужно применять скидки к западному и южному маршрутам на уголь и другие экспортные грузы, чтобы разгрузить восточное направление.

Скидки, сообщается в письме, "могут быть реализованы как тарифным коридором, так и решением регулятора и должны приводить к выравниванию ставок перевозки на 1 тонно-километр по отношению к восточному маршруту".

Их условием должна быть компенсация потерь ОАО РЖД за период действия этих скидок за счет принятия грузоотправителями обязательств по дополнительным объемам или повышению провозной платы в будущих годах до 2025 года.

ФАС уже предлагала убрать нижнюю границу тарифного коридора (права ОАО РЖД давать скидку к тарифу ФАС). Сейчас максимальная скидка - 50%, а по энергетическому углю на дальние расстояния - 12,8%, но ФАС предложила дать компании возможность предоставлять скидки до 99% (см. "Ъ" от 24 марта). ОАО РЖД было против такого права: как сообщала монополия в ответ на предложения ввести такой тариф, оно создаст необоснованные ожидания рынка о возможности снижения тарифа ниже экономически обоснованного уровня (см. "Ъ" от 17 апреля). "Ключевой вопрос предоставления скидки - экономическая целесообразность,- сообщили "Ъ" в монополии.- 12,8% - это максимально возможный экономически обоснованный размер скидки, предоставленной для переориентации части грузопотока с перегруженного восточного направления". ОАО РЖД уже дало такую скидку для Северо-Запада и Юга (см. "Ъ" от 3 и 16 марта).

Источник, знакомый с ситуацией, говорит, что под равнодоходностью ФАС имеет в виду равенство конечной цены угля при железнодорожной перевозке прямо на порты Востока и поставке через порты европейской части РФ на восточные рынки.

В письме Андрею Белоусову от 31 марта с просьбой поддержать концепцию отмены нижней границы тарифного коридора и рекомендовать ОАО РЖД выдать скидки до уровня равнодоходности восточного, южного и северо-западного маршрутов (есть у "Ъ") ФАС приводит расчеты необходимого размера скидок. Так, по расчетам службы на основании нетбэка и рыночных цен по состоянию на 27 марта, для выравнивания стоимости с поставкой FOB в Ванино и порт Восточный необходимы скидки на Усть-Лугу в размере 55%, на Мурманск - 48%, на Новороссийск и Тамань - 19% и 16% соответственно. В ФАС комментариев "Ъ" не дали.

Подход с выравниванием нетбэка совершенно непонятен, поскольку в цепочке есть непрозрачные элементы: коммерческие условия, наличие портовых активов, влияние продаж по фьючерсным контрактам и так далее, отмечает глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров. Такой подход, по его мнению, может быть использован для моделирования или оценки ситуации, но ни в коем случае не для тарификации. А такого элемента регулирования, как компенсация скидки в будущем, не существует, непонятно, как ее рассчитывать. Но, по мнению господина Бурмистрова, здравое зерно - в констатации того, что элементы тарифной политики могут быть изменены в период кризисных явлений. "Сейчас есть такие концепции, как пострадавшие отрасли, системообразующие предприятия,- поясняет он,- и в эту конструкцию могут как-то быть встроены особые тарифные условия". Было бы достаточно разрешить ОАО РЖД предоставлять большую скидку и дать возможность ее самостоятельно определять, полагает эксперт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсантъ29.04.2020