02-10-13 / 2013
Новости отрасли
Железнодорожные перевозки продолжают падать

Российский рынок железнодорожных перевозок продолжает падение. За девять месяцев погрузка снизилась на 3%, до 924,3 млн тонн. В ОАО РЖД ситуацию объясняют стагнацией промышленного производства. По итогам 2013 года улучшение показателей не прогнозируется: общее падение должно составить 2,4%.

ОАО РЖД опубликовало данные по погрузке на сети железных дорог за девять месяцев 2013 года. Она составила 924,3 млн тонн, что на 3% меньше показателя аналогичного периода 2012 года. Из основных грузов продолжают оставаться стабильными объемы каменного угля — 227,7 млн тонн (рост на 0,8%), железной, марганцевой руды 82,7 млн тонн (плюс 1,3%). Объемы химических удобрений продемонстрировали самый значительный рост среди всех перевозимых грузов — 34,7 млн тонн (рост 2,1%).

Наибольшее падение было зафиксировано по зерну. Его погрузка сократилась на 35,6%, до 8,5 млн тонн. В «Русагротрансе» пояснили, что этому поспособствовал сезонный фактор. «Полученные данные относятся к зимне-весеннему периоду, когда традиционно сокращаются поставки зерна»,— заявил представитель компании. Нефть и нефтепродукты показали падение на 2,8%, до 186,3 млн тонн. Погрузка черных металлов упала до 52,6 млн тонн (минус 5,4%). Цветная руда и серное сырье показали снижение на 7,9%, до 15,7 млн тонн.

Представитель ОАО РЖД сообщил, что в текущем году компания работает в условиях неблагоприятного макроэкономического климата. «На ситуации с погрузкой на сети железных дорог сказывается стагнация промышленного производства»,— подчеркнули в компании. Прогноз по итогам 2013 года также остается отрицательным: ожидается падение на 2,4%.

Владимир Савчук из Института проблем естественных монополий отмечает, что к концу года падение погрузки несколько замедлится, но причиной этого станет не улучшение ситуации в промышленности, а эффект низкой базы. Эксперт также отметил, что по итогам августа энергопотребление снизилось на 0,9%, что говорит о том, что «промышленность не стала работать в больших объемах».

Почему правительство хочет разобраться в расходах РЖД

В конце июня Аркадий Дворкович провел совещание по долгосрочным механизмам ограничения цен на железнодорожные перевозки грузов, рассказали два участника мероприятия. Обсуждались не только тарифы ОАО РЖД, но и операторов. «Были опасения, что появится идея как-то ограничить ценовую политику частных компаний, но они не подтвердились»,— рассказал один из источников. В протоколе совещания отмечается, что «с учетом структурных преобразований» и «сложившейся конъюнктуры рынка» цены на услуги операторов в июне 2013 года соответствуют январю 2008 года и отсутствует вероятность роста ставок выше инфляции. Операторам лишь рекомендовано заключать долгосрочные контракты, к чему они и сами стремятся.

Как государство боролось с тарифами РЖД

С конца 2011 года, когда власти и РЖД приняли ряд мер, направленных на то, чтобы цены стали расти медленнее, с начала 2012 года до его середины они были более или менее стабильны, затем начали потихоньку снижаться, а зимой и в начале весны 2013-го падение стало катастрофическим.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант.ru01.10.13Россия не грузится