02-12-13 / 2013
Новости отрасли
Железнодорожники сравнялись с газовиками по пенсионным средствам, принятым в управление

Группа РЖД стала крупнейшей по объему пенсионных средств, сравнявшись с бессменным лидером рынка - "Газфондом", который называют денежным мешком "Газпрома"

Некоторые мне говорят: "Что такое пенсионный фонд? Вот банк с активами в 500 млрд руб. - другое дело". Через три года "Благосостояние" будет сопоставимо с банками из топ-20, т. е. с активами в 400-500 млрд руб., а через 10 лет - будет вдвое больше. Пенсионные фонды должны стать крупнейшими портфельными инвесторами внутри России", - рассуждал год назад банкир Юрий Новожилов, возглавивший опорный НПФ РЖД "Благосостояние". Теперь группа РЖД стала лидером по объему пенсионных средств в подконтрольных НПФ, обойдя "Газфонд".

К октябрю в трех НПФ группы РЖД скопилось более 370 млрд руб., из них свыше 40% - накопительные пенсии россиян, следует из данных Службы по финансовым рынкам (СФР) Банка России.

В "Газфонде" - 365,9 млрд руб., из них накоплений - 15%. С учетом НПФ Газпромбанка (обслуживает корпоративные пенсионные программы банка и других структур концерна) объем подконтрольных "Газпрому" пенсионных активов также составляет около 370 млрд. Но динамика не в его пользу: группа РЖД с кризиса нарастила объем пенсионных денег в 4,5 раза, а "Газфонд" - в 1,5 (см. инфографику).

"Газфонд" был безоговорочным лидером рынка НПФ за всю его 20-летнюю историю: по занимаемой доле его можно сравнить со Сбербанком в банковском секторе. До запуска накопительной системы на "Газфонд" приходилось почти 60% активов рынка НПФ благодаря отчислениям "Газпрома" на корпоративную пенсионную программу.

Средствами "Газфонда" управляет компания "Лидер", совладельцы которой - акционеры банка "Россия" Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. Сын Шамалова Юрий - президент "Газфонда".

"Газфонд" остается кэптивным фондом, он никогда не был активен на открытом рынке. Безусловный приоритет фонда - корпоративная программа "Газпрома", рассказывал "Ведомостям" вице-президент "Газфонда" Сергей Тимофеев.

Группа РЖД наращивает активы в первую очередь за счет денег с рынка - пенсионных накоплений россиян. У РЖД три НПФ: "Благосостояние", где более половины активов - корпоративные пенсии железнодорожников, "КИТ финанс" - один из лидеров по привлечению накоплений за счет того, что он первым начал работать через сеть федерального ритейлера "Связной", а также купленный этой весной небольшой НПФ "Авива" (занимается корпоративными программами).

Представители "Газфонда" и "Благосостояния" в выходные не смогли предоставить комментарии. "Для фонда это [потеря лидерства по объему активов] не является неожиданным", - говорил недавно человек, близкий к "Газ фонду". Для фонда важнее устойчивость - т. е. размер имущества для обеспечения уставной деятельности [ИОУД - аналог собственного капитала], "а по этому показателю "Газфонд" остается лидером с огромным отрывом", объяснял он. По данным СФР, ИОУД "Газфонда" - 33,8 млрд руб. против 3,3 млрд у "Благосостояния".

Участники рынка считают смену лидера результатом пенсионной реформы. "По мере развития накопительной системы часть кэптивных фондов сдвинулась в сторону работы на рынке - владельцы этих НПФ оценили потенциал рынка накоплений", - рассказывает председатель совета НПФ "Европейский" Евгений Якушев. Первым был НПФ "Лукойл-гарант", затем - большинство корпоративных фондов: "Благосостояние", "Норникель" (сейчас - "Наследие"), "Стальфонд".

В результате эти фонды стали самостоятельными бизнесами в своих группах, "Газфонд" же оставался обслуживающим "Газпром" подразделением, продолжает Якушев. Чтобы не пострадали интересы "Газпрома", "Газфонд" готов вообще отказаться от накоплений, если для работы с ними потребуется акционироваться, рассказывали источники "Ведомостей".

Сколько денег должно быть у "Газфонда" и в какие активы их вкладывать, решают не в "Газфонде", а в "Газпроме", а им там [в "Газпроме"] пока для их сделок хватает тех объемов, которые накопились в НПФ", - говорит знакомый управляющего "Газфондом".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости02.12.13РЖД догнала "Газпром"