08-07-13 / 2013
Новости отрасли
Железнодорожники России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании ОТЛК

"Российские железные дороги" (РЖД) расширят свой международный бизнес. На завершившемся недавно Петербургском международном экономическом форуме национальные железнодорожные компании России, Казахстана и Белоруссии подписали соглашение о создании Объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК), которая будет заниматься перевозкой контейнерных грузов в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП), в том числе на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Этот проект вписывается и в стратегию развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года, и в логику происходящих на мировом транспортном рынке процессов. По мнению экспертов, РЖД двигаются в правильном направлении.

В настоящее время в мире наблюдается изменение подходов к организации производства, распределения и доставки продукции конечным потребителям. Производство перемещается в другие страны для снижения издержек, и логистика превращается в сложный процесс по организации доставки груза из пункта отправления в пункт назначения, в рамках которого осуществляется разработка оптимального маршрута, выбор транспорта, непосредственно транспортировка грузов и широкий набор вспомогательных операций (в том числе терминально-складская обработка, дистрибуция и т.д.). Наибольшую долю в структуре мирового рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) занимает автомобильный транспорт (70%), доля железнодорожных перевозок грузов составляет порядка 17%, морских - 8%, а воздушных - 5%. В настоящее время концентрация российского рынка ТЛУ невысока: на рынке действуют более 50 тыс. компаний, при этом свыше 95% из них являются относительно небольшими по размеру и располагают ограниченными материальными и финансовыми ресурсами.

Россия пока занимает на мировом рынке ТЛУ менее 2%. Но у нашей страны есть хорошие перспективы увеличить свою долю как за счет расширения внутреннего рынка, так и с помощью наращивания международного присутствия.

Прогнозы аналитиков относительно российского рынка весьма оптимистичны. По оценкам The Boston Consulting Group, в долгосрочной перспективе российский рынок ТЛУ в состоянии увеличиться в 1,5 раза. В 2015 году его объем может достичь 1,537 трлн рублей, при этом доля логистических услуг составит около 34%. Компания Strategy Partners дает схожие оценки: по ее данным, объем рынка ТЛУ в 2015 году составит 1,407 трлн рублей при консервативном сценарии и 1,549 трлн рублей - при оптимистичном сценарии развития данного рынка. При этом предполагается, что сегмент логистических услуг будет расти опережающими темпами: на логистику придется порядка 20% рынка в 2015 году и 25 - 30% - в 2030 году.

На мировом рынке также прогнозируется рост. По оценкам экспертов, в течение следующих 10 лет объемы контейнерных перевозок могут увеличиться в 2 - 2,5 раза. Анализ спроса на контейнерный тоннаж в глобальном масштабе строится из предполагаемого роста мировой торговли в целом и, в частности, торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами, что, в свою очередь, зависит от роста ВВП. Даже сейчас, в период глобальной экономической нестабильности, мировой ВВП растет на 3 - 4% в год. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) прогнозирует, что мировой ВВП к 2030 году может удвоиться. Наибольшие темпы экономического роста ожидаются в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Лидирующие позиции займут Китай и Индия, которые продолжат наращивать товарообмен со странами Европы. Эти прогнозы делают весьма перспективными международные проекты РЖД, в том числе и проект ОТЛК.

Создание Объединенной транспортно-логистической компании принесет существенные финансовые выгоды как акционерам, так и государствам ЕЭП. Вырастет не только грузооборот, но и доходы транспортных компаний и государств. Расширение международного транзита сулит прямые денежные поступления в виде оплаты транспортных и сопутствующих услуг, которые получает транзитная страна, прямые инвестиции в развитие собственной транспортной инфраструктуры, внедрение самых современных транспортных технологий, создание новых рабочих мест.

По существующим оценкам, дополнительный доход национальных железнодорожных компаний от использования инфраструктуры к 2020 году составит около $1,6 млрд. Кумулятивный вклад в ВВП стран ЕЭП к 2020 году будет равняться $11,3 млрд, в том числе для России - почти $5 млрд, для Казахстана - $5,3 млрд, для Белоруссии - около $1 млрд. Для обеспечения роста внутренних и международных перевозок, в том числе транзитных, группа ОТЛК будет осуществлять инвестиции в подвижной состав, контейнеры, терминалы и IT-инфраструктуру, которые к 2020 году составят около $6,2 млрд. Капитальные вложения предполагается производить за счет собственных и заемных средств компании, без привлечения дополнительных средств учредителей. Бизнес-модель ОТЛК обладает приемлемым уровнем финансовой устойчивости. По предварительным оценкам, реализация российского транзитного потенциала могла бы приносить в бюджет государства до $3 - 4 млрд в год.

В целом подобные проекты позволят существенно модернизировать всю транспортно-логистическую систему страны, сформировать территориальные сервисные и логистические центры международного, национального и регионального уровней, а также будут способствовать повышению мобильности населения и расширению торговли и инвестиций между странами ЕЭП, Евросоюза и АТР. Президент РЖД Владимир Якунин считает, что создание ОТЛК позволит объединить усилия различных железных дорог на евразийском пространстве. Использование возможностей транспортного сотрудничества на евразийском пространстве для доставки товаров производства стран АТР, в первую очередь Китая, в Европу и, соответственно, европейской продукции в сторону Китая создает огромный потенциал развития не только для транспортной отрасли, но и для промышленного и финансового секторов.

"Для того чтобы преодолеть существующее отчуждение финансового капитала и реального сектора экономики, нужно соз- давать именно такие проекты, - полагает глава РЖД. - Необходимо четко определиться с направлениями международного сотрудничества, и такое международное сотрудничество, безусловно, даст стимул для взаимодействия не только железнодорожных компаний, но и банковской сферы и индустрии".

Аналитик RMG Елена Садовская уверена, что, хотя перспективы ОТЛК пока до конца не ясны, потенциал у проекта, безусловно, есть. "Так, Казахстан открывает путь в Китай, а вместе с тем и новые возможности для развития торговых отношений", - отмечает она. Елена Сахнова из "ВТБ Капитал" полагает, что идея сама по себе неплохая и что "нужно развивать транзитный потенциал России, который сейчас крайне мало используется". Аналитик Sberbank CIB Игорь Васильев подчеркивает, что ОТЛК нацелена главным образом на потенциальный транзит грузов из Китая в Европу и обратно. Вся идея "завязана" на плане Китая по развитию своих западных провинций, и это открывает перед проектом ОТЛК определенную перспективу. Если говорить о китайском направлении, то пока доля морских перевозок из Китая значительно превышает железнодорожные. "Однако если Китай действительно будет развивать свои западные провинции, которые расположены очень далеко от моря, но достаточно близко к границе с Казахстаном, то часть контейнерного потока можно теоретически направить по сухопутному пути. Транзит из Китая в Европу потребует координации работы всех стран. Сейчас этот транзит не такой большой (примерно один поезд в день), и его может обслуживать один отдельный оператор, а если поток значительно вырастет, потребуется другой уровень координации, тогда ОТЛК себя и проявит", - резюмирует Васильев.

В то же время аналитики полагают, что быстрых результатов от создания ОТЛК ждать не стоит, поскольку организационные процессы займут достаточно много времени. Построение объединенной компании - дело не быстрое: в пятилетней перспективе можно будет увидеть, что получилось из этого проекта, считает Елена Садовская. "Дело в том, что сама по себе "машина" получается очень большая, ее надо запустить, разогнать и устранить все неполадки, - говорит она. - Хотя в принципе, когда три железные дороги являются партнерами, все должно происходить быстрее, эффективнее, а обороты должны расти". С ней соглашается и Елена Сахнова. "Не стоит ожидать сразу каких-то сверхпоказателей - речь идет об интеграции трех госкомпаний, а это значит, что она будет идти достаточно тяжело и долго. В частности, будут долго утверждаться сквозные тарифы и сквозная документация. Нельзя забывать и о том, что перевозка морем остается самым дешевым вариантом грузоперевозок. Однако если говорить о долгосрочной перспективе, то идея создания ОТЛК правильная", - полагает аналитик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Профиль08.07.13Поезд идет на Запад