30-05-12 / 2012
Новости отрасли
Железнодорожники предлагают несколько моделей СРО

Заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев озвучил официальную позицию компании.

Он отметил, что нецелесообразно слепо копировать те модели саморегулируемых организаций (СРО), которые существуют на рынке оптовой и розничной торговли электрической энергии и мощности.

«Мы полагаем, что если говорить о создании СРО на железнодорожном транспорте, то можно вести речь о создании саморегулируемой организации в сфере операторской деятельности. В данном случае она может упорядочить отношения между операторами и грузовладельцами с помощью введения соответствующих правил и стандартов. А также при взаимодействии всех этих лиц с железнодорожным транспортом», – подчеркнул он.

Заместитель начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО «РЖД» Надежда Михайлова уверена, что операторы уже стали самостоятельными участниками рынка. Саморегулирование (в дополнение к государственному и нормативно-правовому) могло бы дисциплинировать их деятельность. СРО могут помочь в создании собственных стандартов и правил поведения операторов в сфере технического состояния и подачи подвижного состава.

Президент Ассоциации компаний-перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта Владимир Прокофьев видит СРО в области железнодорожного транспорта как сильную организацию, защищающую интересы частных владельцев вагонов. Она должна иметь долгосрочный план развития.

Как рассказал исполнительный директор Некоммерческого партнёрства «Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава» Дмитрий Королёв, его организация уже готовит концепцию по развитию института саморегулирования. Уже сейчас действует координационный совет партнёрства, в который входят крупнейшие грузоотправители. Он мог бы стать единой переговорной площадкой для координации действий федеральных органов исполнительной власти и всех участников перевозочного процесса.

Председатель президиума НП Сергей Мальцев добавил, что, прежде чем переходить к выработке стандартов и разработке концепций саморегулирования на транспорте, нужно понять, какой будет окончательная конфигурация рынка. «Наша организация создана для того, чтобы для себя выработать понятия и критерии деятельности и установить контроль за их соблюдением. Это деятельность в области технического финансового и юридического взаимодействия с владельцем инфраструктуры и грузоотправителем», – отметил он.

Заместитель исполнительного директора НП СРО «Межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства» Алексей Степаненко озвучил три стадии, которые придётся пройти саморегулируемой организации. Сначала она существует в форме общественной организации, которая поначалу выполняет консолидирующие функции. Потом эта организация получает статус СРО, берёт на себя функции разработки стандартов и пытается эти стандарты контролировать. И лишь затем членство в СРО становится обязательным, а основная её функция сводится к разработке стандартов, применяемых на обязательной основе, и контролю за ними.

Заместитель генерального директора, директор по развитию бизнеса ООО «Брансвик Рейл Менеджмент» Владимир Хорошилов считает, что СРО должны преследовать цель повышения взаимодействия с тремя типами контрагентов: органами государственной власти, парт­нёрами по бизнесу (РЖД, вагоностроителями, ремонтными предприятиями) и клиентами-грузоотправителями. «Сложнее всего взаимодействие операторского сообщества и СРО с клиентской базой, поскольку есть противоречия в двух вопросах: обеспечение подвижным составом и цена услуги, которая оказывается операторским сообществом», – отметил Владимир Хорошилов. По его мнению, операторы могут объединяться как в отдельную организацию, так и в ассоциации.

Руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук предложил чётко зафиксировать, какие функции, технологические операции будут отданы сфере саморегулирования. При этом он подчеркнул, что необходимо найти баланс между интересами грузовладельцев и операторов, которые сильно различаются.

Директор ООО «УРАЛХИМ-ТРАНС» Всеволод Ковшов представил взгляд грузоотправителя на проблему саморегулирования. Он считает, что грузоотправители наряду с операторами и РЖД должны участвовать в обсуждении процесса реформирования отрасли. Сейчас же их мнение учитывается не в полной мере. По мнению Всеволода Ковшова, возможно, не имеет смысла создавать СРО «с нуля», а необходимо реформировать уже существующую организацию. «Единственным для меня обязательным условием является то, что другие участники рынка должны интегрироваться в неё на равноправной основе», – отметил он. При этом, по мнению Всеволода Ковшова, толчок к созданию СРО на железнодорожном транспорте должно дать государство.

Сергей Мальцев, в свою очередь, считает, что вырабатывать профильные стандарты могут только организации, занимающиеся одним видом деятельности.

Представитель государства – начальник Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора Геннадий Сарафанов считает образцом СРО ОАО «РЖД». По его мнению, СРО – это помощник государства в вопросах контроля и надзора, поскольку часто в угоду коммерческим интересам страдает безопасность движения. С РЖД же налажен обмен информацией по вопросам безопасности.

Заместитель руководителя правового департамента ОАО «РЖД» Алексей Васильев в свою очередь отметил, что «для СРО необходимо чётко определить нормативно-правовой статус операторов и понятие операторской деятельности. И после этого в законе предусмотреть, что операторы должны быть членами саморегулируемой организации. А СРО в качестве одной из своих функций должна определять критерии допуска подвижного состава, критерии его технической пригодности для курсирования на путях общего пользования». Алексей Васильев также подчеркнул, что член СРО должен нести ответственность за возможные случаи нарушения безопасности движения.

По мнению вице-президента ассоциации «Промжелдортранс» Алексея Кузнецова, сфера СРО должна также затрагивать промышленный железнодорожный транспорт. В частности, саморегулирование в системе ППЖТ может затрагивать стандартизацию деятельности, разработку необходимых правил и документов, обеспечение добросовестной конкуренции. Он также считает, что членство в СРО должно быть обязательным. И привёл в пример позицию некоторых организаций ППЖТ, которые пользуются достижениями ассоциации, но не хотят выполнять обязательные требования.

На «круглом столе» также зашла речь о возможном количестве СРО. Сергей Мальцев считает, что если таких организаций будет несколько и членство в них будет необязательным, то стандартизировать любую деятельность на железнодорожном транспорте будет невозможно.

Председатель некоммерческого парт­нёрства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС) Ольга Лукьянова в свою очередь высказала позицию, что объединять крупных и мелких операторов в одной СРО неправильно, поскольку у них разные задачи и разные подходы к деятельности.

Заместитель генерального директора по коммерции ОАО «ПГК» Владимир Сосипаторов считает, что в сфере саморегулирования на железнодорожном транспорте надо идти по пути адаптации существующего опыта и фиксации его в нормативные положения. Обратный процесс, когда формируются нежизнеспособные нормы и под них пытаются подогнать действительность, с его точки зрения, малоперспективен.

Алексей Степаненко полагает, что СРО на железнодорожном транспорте должны делиться по профессиональному признаку. «Тогда легче будет структурировать их деятельность, заниматься стандартизацией и контролем», – отметил он.

Владимир Прокофьев отметил, что множество железнодорожных ассоциаций, существующих в настоящее время, доказывают тезис о том, что СРО не может быть одной. При этом множественность СРО будет отрегулирована в процессе естественной конкуренции: если СРО покажет свою эффективность, она сможет привлечь наибольшее количество участников. С этим согласился и Владимир Савчук. «Если крупная СРО будет более активна, если её стандарты станут стандартами рынка, то, соответственно, небольшие СРО сами собой умрут».

Список участников

Сергей Аглицкий, генеральный директор ООО "Системный транспортный сервис"

Максим Асаул, начальник отдела по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти департамента по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти ОАО "РЖД";

Юрий Бусыгин, президент национального союза железнодорожников РФ; Алексей Васильев, заместитель начальника правового департамента ОАО "РЖД";

Виктор Воронович, начальник департамента маркетинга и арифной политики ОАО "ВГК";

Евгений Горбунов, заместитель председателя НП "ППЖТ";

Георгий Давыдов, президент национальной ассоциации транспортников; Евгений Драчев, директор по экономике ООО "ТРАНС-ЛЕС";

Алексей Дьяконов, заместитель генерального ООО "ММК-Транс";

Виктор Евпаков, директор по направлению с регионами союза транспортников России;

Всеволод Ковшов, директор ООО "Уралхим-Транс";

Дмитрий Королев, исполнительный директор НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава";

Александр Кукушкин, президент ассоциации "Пром-Желдортранс";

Сергей Кулаков, исполнительный директор НП СРО "межрегиональное объединение организаций железнодорожного строительства ";

Ольга Лукьянова НП ОЖДПС;

Геннадий Мадалинский, генеральный директор ООО "ТТК-ТРАНС";

Сергей Мальцев, председатель президиума НП "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного ";

Илья Межевой, директор по правовым вопросам ЗАО "Евросиб СПБ-транспортные системы";

Надежда Михайлова, заместитель начальника департамента корпоративного строительства и реформирования ОАО "РЖД";

Владимир Прокофьев, президент ассоциации компаний-перевозчиков и операторов подвижного состава железнодорожного транспорта;

Александр Ретюнин, главный редактор газеты Гудок, ведущий;

Геннадий Сарафанов, начальник управления государственного железнодорожного надзора Ространс-;

Владимир Сосипаторов, заместитель генерального директора по коммерции ОАО "ПГК";

Владимир Хорошилов, заместитель генерального директра, директор по развитию бизнеса ООО "Брансвик Рейл Менеджмент";

Андрей Штырба, управляющий директор ООО "УК СОВФРАХТ".

Особое мнение

Владимир Савчук, руководитель департамента исследований железнодорожного транспорта АНО "ИПЕМ":

- Тут прозвучало мнение, что у двух СРО не может быть разных стандартов. На самом деле вопрос неоднозначный. Если это стандарты качества, то почему не может? К примеру, РЖД подают вагон в течение десяти дней, одна СРО - в течение девяти, вторая - в течение восьми. А если мы говорим о стандартах безопасности, то они никогда не будут отданы в СРО. У нас есть правила, есть ответственный владелец инфраструктуры за допуск вагонов на нее. А значит, именно осмотрщик владельца инфраструктуры будет допускать или не допускать вагон для перевозки. И никогда его функции не заменит осмотрщик СРО.

Начнут с функций

Наличие множества операторов на рынке железнодорожных перевозок ставит вопрос о создании корпоративных стандартов и правил и контроля за их соблюдением. Все эти функции могут быть отданы саморегулируемым организациям.

Но не решен вопрос, по какому принципу их создать. Должна ли быть одна организация или несколько? Должно ли быть членство в СРО обязательным или добровольным? Эти темы обсудили участники Круглого стола "Формирование системы саморегулирования на железнодорожном транспорте" в редакции Гудка.

Прямая речь

Владимир Сосипаторов, заместитель генерального директора по коммерции ОАО "ПГК":

- Мы рассматриваем СРО как союз профессионалов. Я не поддерживаю тезис, что СРО будет как-то решать вопросы, смежные с другими участниками рынка - грузоотправителями или другими потребителями услуг операторов. Потому что это организация, которая решает проблемы профессиональных участников, в данном случае операторов. Целесообразно было бы создавать одну СРО, где участие было бы обязательно для участников рынка. Но есть угроза монополизации этого процесса, есть угроза негибкости, формирования доминирующей структуры, которая не будет позволять его членам двигаться вперед.

Георгий Давыдов, президент национальной ассоциации транспортников:

- У нас есть саморегулирование по факту. Надо рассмотреть и трансформировать сложившуюся систему саморегулирования в какую-то более адекватную и полезную отрасль. На что опирается саморегулирование ОАО "РЖД"? Там осталась основная часть отраслевой науки. Там сохранилась, развивается информационная система, которой нет у других компаний. Там сохранился громадный исполнительный механизм, аппарат дорог, частично отделений дорог, то есть эта система работающая. Есть непосредственная связь с производством - это первейшее условие для того, чтобы система управления работала. И, пожалуй, самое главное - это точное понимание своих целей. И если мы говорим о какой-то другой системе саморегулирования (подотраслевой, общеотраслевой), она должна эти вещи как-то воспринять и по-своему их создать. Без этого ничего не получится. В основе построения саморегулирования должна лежать, с моей точки зрения, какая-то торговая система, система продажи, сбыта услуг, площадка. Надо сформировать представление о некой общей системе, куда встраивается СРО. То есть надо увидеть в этой общей системе и министерство, и агентство, и службу, и другие организации, которые занимаются регулированием, - антимонопольную, тарифную и так далее. И в этой более общей конфигурации посмотреть, где эта система регулирования. Мы предлагаем рассмотреть концепцию создания коммерческой инфраструктуры товарных рынков железнодорожной отрасли. Вот на этой основе, я считаю, можно увидеть функции СРО.

Ольга Лукьянова, председатель ОЖДПС:

- Если говорить о роли СРО между участниками рынка и государством, то согласимся с тезисом, что саморегулируемая организация берет на себя часть забот государства о сборе статистической информации, о деятельности каждого профессионального участника рынка, об информировании каждого участника о нововведениях в законодательстве. Также саморегулируемая организация обобщает проблемы и доносит их до регуляторов. Роль СРО - это отбор квалифицированных участников рынка за счет утверждения стандарта в виде требований к участникам. То есть СРО, по нашему мнению, не допускает на рынок недобросовестных участников. Мы не согласны с тезисом о единственности СРО. Участники рынка должны выбирать, в какую саморегулируемую организацию вступить. Монополизма здесь быть не должно. Мы считаем, что должна быть ассоциация саморегулируемых организаций, которая консолидирует проблемы, формирует свою позицию и выносит регуляторам, как это есть у строителей. У них есть "Мосстрой", национальное объединение строителей, в которое входят саморегулируемые организации. Они формируют свою позицию, свои проблемы, обобщают и доносят до регуляторов. Стандарты и требования должны быть утверждены на уровне Министерства транспорта. Должна быть единая база.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.05.12Выбрать нужное