10-10-23 / 2023
Новости отрасли
Железнодорожная сеть – слабое звено в турецком экспортно-импортном потоке

В объеме международных грузоперевозок доля железнодорожных – не более 1%, об этом РЖД-Партнеру говорит Александр Костров, генеральный директор компании "Российско-Турецкое торговое партнерство" (РТТП).

– Александр, современные российские "купцы" каким видом транспорта поставляют грузы в Турцию?

– Турция соединяет Европу, страны Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии. Так было всегда, она всегда занимала ведущую роль в управлении объемами торговли. Через ее территорию и в древние, и средние века проходил великий шелковый путь, связывающий Китай, Парфию и Древний Рим.

И сегодня Турция продолжает развивать "Шелковый путь" – транзитный коридор соединяющий Китай и Европу, группа маршрутов, пролегающих через ее территорию, Казахстан, Каспийское море и Южный Кавказ.

Транзитный хаб

– Но это – благодаря географическому положению. А транспортное сообщение страна тоже развивает?

– В стране развитая сеть автодорог. Она вывела страну на лидирующее место по количеству грузовых автомобилей. Более 80% всех грузовых перевозок в Турции осуществляется по автомобильным дорогам, это данные Международной ассоциации поставщиков транспортный и логистических услуг (UTIKAD). Но на автомобильный транспорт приходится порядка 12,7% всех грузоперевозок.

Более 80% турецкого экспорта и более 92% импорта, в весовом выражении, осуществляется по морским путям: общая протяженность береговой линии Турции – 7,2 тыс. км, а, для сравнения, сухопутных границ чуть более 2,8 тыс. км.

Турция обладает прекрасно развитой сетью авиалиний. В 2022 году, доля авиаперевозок в стоимостном выражении составила 10,7%. Самое слабое звено – это железнодорожная сеть. В объеме международных грузоперевозок ее доля не превышает 1%.

– Понятно, что ключевым фактором, влияющим на развитие российско-турецкой логистики, стала позиция Турции в отношении к России…

– Да, до 2022 года крупнейшим торговым партнером России был Евросоюз. В 2021 году внешнеторговый оборот составлял €247,8 млрд. Логично, что после введения ограничений, подсанкционный товар направился через страну, которая с точки зрения своего географического расположения и развитой транспортной инфраструктуры отлично подходит на роль транзитного хаба.

В прошлом году Россия вышла на первое место среди торговых партнеров Турции, сместив на второе место Китай, а на третье – Германию. А Турция по итогам 2022 года поднялась с шестого на второе место в списке крупнейших торговых партнеров России.

За 7 месяцев 2023 года товарооборот составил $35,1 млрд, из которых $28,5 млрд – объем российского экспорта в Турецкую республику и $6,6 млрд. (+ 82,1% к аналогичному периоду в 2022 году) – турецкого импорта Россию.

Морская логистика

– Весь этот объем груза идет морем – как правило?

– Турция стала опорным центром для товаров из Европы, Южной Азии, Африки, Латинской и Северной Америки, которые доставляются в Россию. На Черноморском направлении появились новые линии, в основном российские и турецкие, которые успешно закрыли потребности контейнерной транспортировки.

Ежегодный объем турецких контейнерных перевозок – 11,7 млн TEU. Главные порты страны: порт Хайдарпаша (Стамбул), Мерсин, Измир, Эрегли, Амбарлы (Бейликдюзю) и Гемлик (Бурса). Несмотря на свой небольшой размер территории, доля Турции в мировых контейнерных перевозках составляет более 2,5%. Для навалочных грузов цифра еще выше – 4,7%. Морские перевозки занимают первостепенное значение в турецкой логистике и занимают более 80% в общей доле торговли.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер11.10.2023