21-09-20 / 2020
Новости отрасли
Железная дорога работает в любых условиях

Пандемия не помешала МЖД занять второе место в сетевом соревновании По итогам II квартала Московская железная дорога (МЖД) заняла второе место в общесетевом соревновании. Последний раз таких результатов МЖД добивалась в 2007 году. О том, как удалось вырваться в лидеры, отработать в период пандемии и с какими задачами дорога сталкивается сейчас, рассказывает начальник дороги Михаил Глазков. – Михаил Олегович, в общесетевом соревновании по итогам II квартала дорога заняла второе место. Когда увидим вас на первом месте?

– II квартал мы, несмотря на пандемию, отработали уверенно, с положительным результатом практически по всем рейтинговым показателям. Это позволило занять второе место с небольшим проигрышем Северной железной дороге. Завоевав это звание, коллектив магистрали, от специалиста до руководителя, получил самое главное – уверенность в своих силах, понимание, что мы можем добиваться самых высоких результатов, составлять достойную конкуренцию своим коллегам. Последний раз Московская железная дорога была в призерах в 2007 году. Не исключаю, что в людях укоренилось мышление, что из-за особенностей дороги, реализуемых на ее полигоне масштабных транспортных проектов высокое место в сетевом соревновании недостижимо.

Безусловно, у магистрали есть своя уникальная специфика. На Московской дороге самое интенсивное пассажирское движение, весомые грузовые перевозки. Кроме того, в Центральном транспортном узле проводится масштабная реконструкция, исполняется огромная инвестпрограмма. Говоря языком цифр, 64%, или 240,6 млн, перевезенных пассажиров на сети приходятся на Московскую железную дорогу, а по грузоперевозкам за полугодие мы заняли 7-е место на сети. В этих условиях каждый сбой, каждое неправильное действие со стороны дирекции, предприятия или даже специалиста отрицательно сказывается на рейтинговых показателях.

Поэтому, возвращаясь к нашему летнему достижению, я еще раз особо хочу выделить руководителей всех уровней, которые смогли найти и применить нужные инструменты управления и мотивации, что в результате сказалось на работе всей дороги. И то, что коллективы успешно выполнили задачи, говорит о правильности выбранной стратегии в работе с людьми. Ее мы и будем придерживаться в борьбе за более высокое место.

– Можно поподробнее рассказать о ваших принципах управления?

– Это системная управленческая методология, которая базируется на проверенных менеджерских инструментах, используемых в мире: цикл PDCA, процессный подход, метод 8D, картирование и диаграмма Парето. Это позволяет системно работать с глубинными причинами возникновения отклонений, тем самым снижая вероятность их повторения, выстраивать систему управления, основанную на формировании культуры эффективного межфункционального взаимодействия. Фактически это переход от интуитивного управления к осознанному менеджменту. Проще говоря, у каждого показателя появилась фамилия и цифровое значение. Поэтому можно объективно оценить действия руководителей и специалистов, соответствующим образом их мотивировать. Этот инструментарий доказал свою эффективность как в обычных условиях, так и в ситуации "идеального шторма", когда COVID-19 одновременно стал влиять на деятельность железной дороги в наиболее значимых звеньях: работе с персоналом, грузовых и пассажирских перевозках.

Сегодня этот же алгоритм управления внедряют у себя дирекции и функциональные филиалы.

Вместе с тем нам есть над чем работать. Не все проблемы решаются так, как хотелось бы. Об этом свидетельствует и тяжелое поражение дороги – крушение грузового поезда в Тульском регионе, которое не позволило нам быть в числе претендентов на призовые места в III квартале этого года.

– Вы упомянули про влияние пандемии на работу дороги. Даже охарактеризовали ситуацию как "идеальный шторм". Какие выводы можно сделать по итогам работы в этот период?

– Главный вывод – железная дорога в отличие от конкурирующих видов транспорта работает всегда и в любых условиях. Мы не останавливались, как авиатранспорт, не прекращали перевозки пассажиров и грузов. Это наше неоспоримое конкурентное преимущество, которым мы гордимся и которое надо учитывать в своих бизнес-планах предпринимателям.

Дорога, как столичный филиал ОАО "РЖД", первая приняла на себя вирусный удар и первой же стала вырабатывать меры, которые потом тиражировались и распространялись на всю сеть.

Мы оперативно перешли на дистанционный режим работы, и сегодня более 5 тыс. наших сотрудников находятся на удаленном режиме, что составляет примерно 70% от рекомендованных компанией к переводу специалистов. Такие меры позволили сохранить здоровье и жизни наших коллег, не снизив темпов производительности труда. Сильно помогла в этом цифровизация. Дорога в данном направлении находится в числе лидеров. Мы заранее, еще с декабря, начали планово работать по переводу ряда документов и функционала сотрудников в "цифру". Поэтому, когда в марте обострилась ситуация с пандемией, с этой стороны мы были к ней готовы.

Особо отмечу опыт ликвидации очагов COVID-19 на предприятиях. При обнаружении заразившихся работников практически мгновенно перестраивался технологический процесс без ущерба для перевозок, организовывались лечение и самоизоляция больных, проводилась дезинфекция помещений, выявлялись контакты больного с последующим ежесуточным мониторингом его состояния. Эта работа проводилась силами Дирекции здравоохранения и кадрового блока. Отдельное спасибо врачам. Это наши современные герои.

Хорошие результаты дала профилактическая деятельность, когда своевременно было налажено обеспечение персонала индивидуальными средствами защиты, а производственные помещения оснащались специальными приборами – рециркуляторами для обеззараживания воздуха.

Но окончательно коронавирус не побежден. Периодически мы сталкиваемся с рецидивами. И в этих ситуациях недооценка коварности коронавируса руководителями предприятий может привести к негативным последствиям. У нас сейчас в зоне риска ремонтный блок в моторвагонном депо Александров.

По решению ОАО "РЖД", Департамента транспорта Москвы и Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области были сохранены объемы пригородного движения в Мосузле. Это позволило дороге как работодателю сохранить в этот непростой период штат на предприятиях, не прибегая к режиму неполной занятости. Скажу больше, на время пандемии на отдельных производственных участках количество работников даже увеличилось. На дороге ежедневно дезинфицируется порядка 3 тыс. вагонов пригородных поездов, 250 вагонов "Ласточек" МЦК, 350 кабин машинистов, действует специальный режим прохождения предрейсового медицинского осмотра для локомотивных бригад.

В многомиллионной столичной агломерации мы получили уникальный опыт взаимодействия с органами власти регионов, когда в кратчайшие сроки железнодорожный транспорт был перестроен для эффективного противостояния коронавирусу, в интересах сохранения жизни и здоровья людей.

– Помимо пассажирских перевозок на дороге осуществляется большая грузовая работа. Чем привлекаете клиентов?

– Погрузка – один из ключевых показателей, который дает наибольшее количество баллов в рейтинговой оценке. Спад погрузки, вызванный пандемией, отразился и на нашей дороге.

Из-за закрытия границ и ограничений мы потеряли транзитный груз, который раньше шел в Европу и Прибалтику. Для того чтобы восполнить пробел, мы начали активную работу по привлечению дополнительных внутрироссийских клиентов и по развитию внутридорожных перевозок.

К выполнению этой задачи мы подключили не только территориальный Центр фирменного транспортного обслуживания, но и заместителей начальника дороги по территориальному управлению. Одним из эффективных решений стало их участие в работе комиссий в промышленных палатах субъектов Федерации.

Это позволило стать ближе к клиентам, установить необходимые деловые контакты, получить информацию о потребностях бизнеса и предлагать ему оптимальные параметры перевозки. Результат не заставил себя ждать. На дорогу пришли новые клиенты из аграрного и промышленного комплексов. Очень хорошо показала себя услуга контрейлерных перевозок, когда большегрузные автомобили с полуприцепами перевозятся на специальных платформах.

В ней гармонично сочетаются преимущества железнодорожного и автотранспорта. Это удешевляет саму перевозку и, самое главное, ускоряет ее. Первый полуприцеп в составе контрейлерного поезда был отправлен в мае со станции Кунцево-2, сейчас мы прорабатываем вопрос об открытии других станций по предоставлению данной услуги. Набирает популярность сервис "Грузовой экспресс", который позволяет более чем в два раза сократить сроки доставки груза.

Количество поездов, перевозящих грузы в рамках данного сервиса, за год увеличилось почти в 6 раз. Это стало возможным в том числе за счет добавления нового маршрута от станции Лосиноостровская до Лабытнанг и тиражирования самой услуги. Кроме того, впервые в августе этого года был реализован проект "Зерновой экспресс" по отправке зерна со станции Курск. Продолжается активное развитие транспортно-логистических центров с точки зрения возможности приема и отправления контейнеров.

Только с начала года контейнерные перевозки выросли более чем на 30%. В конце июля был принят первый контейнерный поезд на нашу контейнерную площадку на станции Белый Раст из Китая.

Прохождение маршрута заняло всего лишь шесть суток. Это в разы быстрее, чем перевозка морем либо автотранспортом. Сейчас мы работаем над открытием дополнительных станций для предоставления этой услуги. Возвращаясь к ситуации с пандемией, хочу подчеркнуть еще один важнейший аспект, который она ярко высветила.

Это жизненно важное социальное значение железной дороги, когда остро необходимые в регионах грузы (медикаменты, продовольствие, дезинфицирующие средства и другое) в нужных объемах смогла перевезти только железная дорога. Для примера. Только в марте на Московскую железную дорогу прибыло около 190 тонн медикаментов для нужд столичного региона для поставки в учреждения здравоохранения и аптечную сеть, отправлено в другие регионы 479,9 тонны медикаментов, почти 60 тыс. тонн продуктов первой необходимости. В мае со станций МЖД в другие области страны было отправлено 840 тонн антисептических и медицинских средств. Доставка по железной дороге товаров народного потребления в сложный период не прерывалась ни на минуту.

– Московская дорога всегда была пионером в области организации пассажирских перевозок. Чем удивляете сегодня?

– Развитием, развитием и еще раз развитием. Все масштабные транспортные проекты на дороге, такие как МЦК, МЦД, радиальные направления динамично развиваются, улучшая транспортную доступность для жителей столицы и Подмосковья. Если с проекта МЦК началась интеграция железнодорожного транспорта в городскую транспортную систему, то с запуском МЦД она вышла на новый уровень. Фактически с их появлением был создан новый вид железнодорожного сообщения – пригородно-городское, которое предполагает иной подход к перевозке, начиная от системы оплаты проезда до соблюдения всех требований комфорта в электричках и на остановочных пунктах.

Мы изменили само представление пассажиров об электричке. Сегодня это тот вид транспорта, на который не нужно спешить и тем более иметь под рукой расписание. Поезда на МЦК курсируют с минимально возможными в часы пик интервалами в 4 минуты, на МЦД – до 6 минут, на отдельных радиальных направлениях – тоже 4 минуты. Изменился и подвижной состав. К примеру, у используемых на МЦД поездов "Иволга" быстрый и плавный разгон и торможение, установлены дополнительные системы от вибрации, поезда оборудованы Wi-Fi, санитарными комнатами. Аналогичные характеристики по комфорту и у "Ласточек" на МЦК. Еще недавно это было сложно предположить, а сегодня стало привычной реальностью. Стоит также учесть, что движение электропоездов в Центральном транспортном узле осуществляется на фоне гигантской стройки, которая, кстати, ни на миг не останавливалась даже в условиях пандемии.

Наоборот, мы использовали это время как дополнительное "окно возможностей" по наращиванию темпов строительства и реконструкции.

Практически ежемесячно в Москве и Подмосковье открываются новые или реконструируемые остановочные пункты, они соответствуют последним требованиям комфорта, красивы и удобны. В этом году на карте ЦТУ появилось 10 таких станций, запущен в эксплуатацию новый железнодорожный мост через Москву-реку на МЦД-1. Знаковое событие произошло 7 сентября: на участке Мытищи – Пушкино ярославского направления был запущен 4-й главный путь, что позволило назначить дополнительные поезда и довести их число до 25 пар в часы пик на самом пассажиронапряженном в России и Европе участке.

– Учитывая интенсивность развития дороги, в скором будущем ее перспективы будет определять новое поколение работников. Как строится работа с молодежью?

– Вы правы. Молодежь, ее знания и энергия уже серьезно влияют, а совсем скоро будут определять будущее дороги. Поэтому работе со сменой мы уделяем самое пристальное внимание. По моим наблюдениям, в подходе к жизни у молодых коллег произошли качественные изменения. Для них стала важна не только материальная сторона в работе, особую ценность представляют возможность для самореализации, чувство личного участия в достижении общего результата. Чтобы поддержать этот энтузиазм, в прошлом году мы первые на дороге создали актив молодежи.

Такая форма объединения помогает молодежи не потеряться в производственной суете. Дороге актив помогает в решении важных социальных вопросов. По-настоящему проверку на прочность актив прошел во время пандемии, когда на его основе было сформировано целое волонтерское движение, организовано 18 call-центров с многоканальным телефоном горячей линии. Ни один ветеран-железнодорожник, работник, находящийся на самоизоляции и обратившийся за помощью по телефону, не остался без поддержки. Говоря о современной молодежи, мне особенно приятно отметить их благотворительный порыв. Актив молодежи шествует над детскими домами, помогает домам престарелых – такая душевная щедрость достойна похвалы и является хорошим примером для многих. Чтобы развить свои профессиональные и корпоративные компетенции, наша молодежь сегодня участвует во многих конкурсах. Это и "Лидер России", и "Команда 2030", и конкурсы инновационных проектов. Последние позволяют начинающим железнодорожникам в полной мере раскрыть свой технический потенциал, реализовать свою идею и внести тем самым вклад в улучшение производственных процессов. В июле мы запустили новый проект – коучинг-клуб. Он доступен для всех. Любой работник может представить свой проект и по желанию попасть под кураторство к замам начальника дороги или начальнику дороги.

Я встречался с двумя претендентами, очень плодотворно пообщались, коллеги предложили интересные идеи, а с моей стороны получили рекомендации. Коучинг-клуб для работника – возможность реализации проекта, а для наставника – понять, что сегодня интересно молодежи.

– С учетом активной цифровизации отрасли возникает вопрос об образе железнодорожника будущего. Каким вы его видите?

– Безусловно, это человек, глубоко разбирающийся в цифровых технологиях, умеющий работать с большими данными, использовать искусственный интеллект. Если сейчас железнодорожник обладает сугубо отраслевыми профессиональными компетенциями, то в будущем добавятся компетенции новой формации. Например, кибернетика, телекоммуникационные системы передачи информации. Это главный тренд и в нашей профессии, и в других. Уже сейчас на МЦК и МЦД уровень цифровизации очень высок. МЦК вообще стало сегодня примером цифровой железной дороги. Там мы полностью ушли от многих ручных операций по обслуживанию инфраструктуры. Например, информацию о состоянии пути в постоянном режиме собирает одна из "Ласточек", оборудованная приборами дефектоскопии и путеизмерения. По такому же принципу мы с начала года работаем на МЦД. Если рассматривать состояние пути на данных участках, то с 2016 года удается содержать балльную оценку пути на МЦК на уровне 10 баллов. Это максимально высокий уровень надежности и стабильности работы.

– Вы руководите дорогой чуть больше года. Получилось ли добиться тех целей, которые вы ставили перед коллективом и перед собой?

– Наверное, сказать, что все до конца получилось, неправильно. Вместе с тем есть системные результаты, которыми дорога может гордиться. На ее полигоне успешно реализуются крупнейшие транспортные проекты, а это, поверьте, непросто. Мы достойно прошли самый сложный, начальный этап пандемии, когда пришлось оперативно вырабатывать и реализовывать решения в условиях, с которыми раньше никто не сталкивался. Это, кстати, стало стресс-тестом для нашей управленческой команды, которая его достойно выдержала. Поэтому сделано многое. Планы на сегодняшний день очень серьезные. Главные приоритеты – успешное решение задач, которые ставит перед нами компания, органы власти субъектов Федерации.

– Говорят, Московская дорога очень спортивная. Как развиваете дорожный спорт?

– Я рассматриваю спорт как одну из возможностей для самосовершенствования работника, руководителя и как действенный инструмент управления, формирования эффективной команды, нацеленной на достижение результата. На дороге существуют 33 физкультурно-оздоровительных комплекса. Сотрудники в свободное от работы время либо в технологические перерывы могут прийти позаниматься спортом. Также действует система поддержки, дающая работникам возможность использовать фитнес-клубы с частичной компенсацией оплаты. Начали активно практиковать массовые спортивные мероприятия. Например, волейбольные турниры. А сейчас мы осваиваем новый для себя вид спорта – флорбол.

Это финская игра, что-то похожее на русский хоккей, только в зале или на открытых площадках и без коньков. Как и на производстве, у дороги есть свои высокие спортивные достижения. Совсем недавно среди всех железных дорог мы завоевали 3-е место в онлайн-забеге, посвященном 75-летию Победы.

Хочу отметить, что стремление к победам в характере московских железнодорожников, будем это качество всемерно развивать…

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок21.09.2020