18-06-13 / 2013
Новости отрасли
Железная дорога проигрывает автомобильным перевозчикам в гибкости сервиса

Леонид Калимов - генеральный директор ООО "Эврика-Логистик"

В том числе из-за таможни. Однако недавно появились решения, которые позволяют повысить привлекательность стальных магистралей. В частности, перспективная технология уже реализована на одном из самых конкурентных направлений - в сообщении между Россией и Финляндией.

Где ты, зеленая логистика?

В мартовском номере журнала "РЖД-Партнер" цитируются слова вице-президента Европейской комиссии и комиссара по транспорту Сийма Калласа. Речь идет о том, что Европа ставит перед собой цель "перевести автомобильный и воздушный трафик на рельсы": логистическая деятельность должна основываться на зеленых технологиях - иными словами, на технологиях, которые причиняют минимальный вред окружающей среде. А железная дорога - наиболее экологически чистый транспорт.

Я хочу, чтобы и в России интересовались не только маржой от бизнеса, а обращали бы внимание и на другие ценности, в том числе на жизнь и здоровье. На примере Европы мы видим: переориентация перевозок на железнодорожный транспорт поставлена как системная задача. Следовательно, она решается на уровне не только государственного, но и надгосударственного регулирования - через долгосрочные стратегии инфраструктурного развития железнодорожной отрасли как части общей логистической системы Европы.

На протяжении почти всего постсоветского периода таможня оставалась мощным инструментом регулирования международных грузоперевозок. Именно таможенная инфраструктура (география, техническое оснащение, информационные технологии) нередко определяла логистику поставок (каким видом транспорта следует везти груз и какой маршрут выбрать).

В условиях дефицита таможенной инфраструктуры и бурного роста внешней торговли автомобильный транспорт зачастую получал преимущество, будучи более гибким и менее прихотливым. Однако если обернуть процесс в обратном направлении, получается, что таможенный фактор может быть инструментом повышения конкурентоспособности железной дороги в сегодняшних условиях снижения погрузки и усиления конкуренции за грузопотоки.

И, несомненно, это надо делать. Проблема многосуточных очередей грузовиков на границе имеет социологический, политический, экологический, экономический и репутационный аспекты. Увеличение количества грузов, перевозимых автотранспортом, требует не только развития пропускной способности пунктов пропуска, но и реконструкции дорог. Отвлечение дефицитных ресурсов на развитие транзитных трасс будет усугублять обстановку с безопасностью на дорогах. Нелишне также напомнить: с 2014 года расходы на содержание автомобильной инфраструктуры предполагается в значительной степени перенести на пользователей дорог через акцизы на топливо.

Инъекции для таможни

В последнее время таможня получает мощные стимулы для качественного развития. Прежде всего отметим вступление в ВТО и потребность интегрироваться в международную торговлю, создание Таможенного союза и необходимость конкурировать за таможенные сборы с таможнями союзных государств. Но в отсутствие понятных критериев как судить о прогрессе в сфере таможенного регулирования? Почти 100% деклараций подается сегодня в электронном виде. Внедрена система предварительного электронного информирования таможенного органа о прибытии транспортных средств на границу. Теперь таможня как минимум за два часа должна знать о том, какой груз, когда и куда прибудет для выполнения процедур пересечения границы. Все это очень хорошо и прогрессивно. Однако поменялось ли что-нибудь - так, чтобы было заметно? Пока что в рейтинге Всемирного банка в категории "международная торговля" (Doing Business) по итогам 2012 года России из 190 стран отведено 160-е место. Указ президента РФ № 596 от 7 мая 2012 г. "О долгосрочной экономической политике" (п. 1д) содержит задачу повысить позицию РФ до 50-й строчки в Doing Business 2015 и до 20-й - в Doing Business 2018. Таким образом, появился некий ориентир, к которому таможенной службе следует стремиться.

И внедрение современных таможенных технологий стало заметно наращивать обороты, что, в свою очередь, благотворно отразилось на международной логистике: в ней ускорился процесс устранения застарелых перекосов.

Вернемся на внешнеторговые рельсы

Как уже говорилось ранее, сейчас железная дорога начинает ощутимо проигрывать автомобилистам в конкуренции за генеральные грузы. Во многом это происходит из-за того, что при сопоставимой стоимости услуги сроки доставки по рельсам все более непредсказуемы.

Даже с учетом регулярных заторов на границе автомобилисты наращивают объемы перевозок за счет переключения грузопотоков с железной дороги. Так, импортные перевозки грузов в крытом подвижном составе в 2012 году сократились на 7,5% к уровню 2011-го. Но спрос-то остался. И его удовлетворили автоперевозчики.

В ОАО "РЖД" ищут способы вернуть клиентов. В конце 2012 года на российских стальных магистралях появилась технология удаленного выпуска при железнодорожной доставке. Она разработана ООО "Эврика-Логистик" вместе с Выборгской таможней и компанией "ЮПМ-Кюммене".

По оценкам службы логистики "ЮПМ-Кюммене", внедрение новой технологии по выпуску в свободное обращение товаров, доставляемых по железным дорогам, позволило сократить сроки доставки товаров из Финляндии в российские регионы на 30%, или на 6-8 дней, а также уменьшить транспортные расходы. Экономия достигается главным образом за счет исключения таможенных операций внутри перегруженного Санкт-Петербургского железнодорожного узла и, соответственно, затрат на открытие и закрытие процедуры таможенного транзита, постановку и нахождение в ЗТК.

Обычно железнодорожный пункт пропуска через государственную границу не обладает компетенциями по выполнению процедур выпуска товаров в свободное обращение. Стандартная технология предполагает выдачу разрешения на временный таможенный транзит. Завершение данной процедуры требует постановки вагонов в зону таможенного контроля по прибытии на станцию назначения (в соответствии с накладной на груз).

Технология электронного декларирования позволяет подать электронную декларацию непосредственно на тот таможенный пост, который имеет необходимые полномочия по выпуску товаров. Декларация подается заранее. Заблаговременно осуществляется проверка деклараций и сопроводительных документов. В момент прибытия вагонов на ЖДПП таможенники просто фиксируют факт прибытия груза и направляют соответствующее электронное уведомление на удаленный пост, который принимает решение о выпуске товаров для внутреннего потребления, если, конечно, не срабатывает система управления рисками.

Технология электронного декларирования в существующих условиях имеет значительные ограничения и не может безусловно тиражироваться. С учетом особенностей инфраструктуры ее необходимо адаптировать для каждого маршрута и ЖДПП в отдельности. Требуется развивать и мощности железнодорожных пунктов пропуска.

Повышение технологичности перевозок, расширение межведомственного взаимодействия и распространение электронных технологий могут повысить конкурентоспособность железнодорожной доставки генеральных грузов, заметно сократить ее сроки и стоимость.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер17.06.13Товар принят и выпущен в обращение