В ходе выездной редакции на Северо-Кавказскую железную дорогу главный редактор газеты "Гудок" Денис Кравченко встретился с начальником СКЖД Сергеем Задориным. В большом интервью для нашей газеты – прошлое, настоящее и будущее магистрали, объединяющей 11 субъектов России и имеющей выход к трем морям.
ЛЕТО КРУГЛЫЙ ГОД
– Сергей Александрович, наверное, самый сложный и актуальный вопрос: как в условиях текущей геополитической и экономической ситуации одна из главных пассажирских магистралей сети справляется с поставленными задачами?
– Да, вы верно заметили, СКЖД – одна из главных пассажирских дорог. Последние три года мы отмечаем постоянный рост пассажирских перевозок как в дальнем следовании, так и в пригородном сообщении. И если раньше пик перевозок приходился на май – сентябрь, то сейчас фиксируем растущий спрос независимо от времени года. Можно сказать, что пассажирское лето у нас теперь длится круглый год. Конечно, это связано и с закрытием большинства ключевых аэропортов юга страны, и с желанием граждан путешествовать по России круглогодично. С начала 2024-го перевезено уже 64,5 млн человек, что на 2,7% превышает показатель прошлого года.
ГРУЗЫ НАПРАВЛЯЮТСЯ В ПОРТ
По характеру грузовой работы Северо-Кавказская магистраль – выгрузочная и припортовая. Ежесуточно по ее полигону перевозят продукцию ТЭК, зерно, удобрения, черные металлы (в том числе и на экспорт) более 600 грузовых поездов. Поэтому огромную роль играет своевременное развитие транспортной инфраструктуры. К слову, на эти цели за последние 20 лет направлено свыше 850 млрд руб.
Только в рамках проекта по развитию подходов к портам Азово-Черноморского бассейна построено 700 км сплошных вторых путей, электрифицировано 125 км железнодорожных линий, проведена реконструкция 30 станций. Благодаря этому выполнена задача Правительства РФ по достижению провозной способности направления в 125,1 млн тонн.
ВЫШЕ ПРОШЛОГО ГОДА
Сегодня перед нами стоит новая цель – обеспечить к 2030 году провозную способность в 152 млн тонн. К этому сроку нам предстоит возвести вторые пути на 13 перегонах протяженностью 140 км, реконструировать 12 станций, построить искусственные сооружения и мосты. В 2024 году на развитие и обновление инфраструктуры в границах дороги предусмотрено выделение 63 млрд руб. инвестиций, что на 28% превышает уровень прошлого года.
Исходя из вышесказанного мы и выстраиваем работу всех подразделений. Коллективу СКЖД не привыкать трудиться в условиях серьезных вызовов.
НОВЫМИ ПУТЯМИ
– По итогам летней пассажирской кампании этого года отмечен значительный рост количества перевезенных пассажиров. Магистраль становится транзитной. Оцените перспективы новых направлений.
– Летняя пассажирская кампания – это всегда большой труд для работников полигона дороги. Нынешнее лето не стало исключением. За период с мая по сентябрь перевезено более 40 млн человек. Это более чем на 6% превышает прошлогодний показатель.
Транзитные размеры движения составляют около 12% от общего объема. По дороге курсируют 192 пары поездов дальнего следования. Из них в сообщении с Крымским полуостровом – 19 пар и еще 4 пары – в сообщении с Абхазией. С начала года по этим направлениям перевезли порядка 4 млн пассажиров.
При этом маршрутная сеть дороги постоянно развивается. В конце июня этого года мы запустили новый поезд Адлер – Махачкала, который объединил побережья Каспийского и Черного морей, курорты и достопримечательности Северного Кавказа с охватом шести субъектов Южного и Северо-Кавказского федеральных округов.
Важно, что маршрут этого поезда пролегает в территориальной близости к работающим аэропортам Адлера, Минеральных Вод, Махачкалы и Грозного. Немногим дальше расположены аэропорты Ставрополья и Владикавказа. Таким образом, мы существенно повысили мобильность жителей этих регионов и возможности для приезжающих из других городов России.
Также для удовлетворения спроса на перевозки к основным черноморским курортам еще в прошлом году между Адлером и Анапой мы запустили "Ласточку", которая показала 100-процентную населенность. Летом, в дополнение, по этому же маршруту отправился пассажирский поезд. А буквально месяц назад из Москвы в Новороссийск впервые запустили двухэтажный.
В пригородном сообщении в летний период был назначен сезонный поезд Ростов – Ейск, а также дополнительные пары Ростов – Азов, Махачкала – Хасавюрт и Махачкала – Дербент.
Хочу отметить, что 23 октября на маршрут Махачкала – Дербент вышел электропоезд нового поколения ЭП3Д. Учитывая, что это направление пользуется спросом у туристов, к оформлению состава подошли творчески – внешний вид его вагонов отражает национальный колорит. В ближайшее время парк электропоездов Дагестана должен пополниться еще тремя такими составами. Уже продумываем темы для их оформления.
КАЖДОМУ МАРШРУТУ – СВОЙ ПАССАЖИР
Хотелось бы акцентировать внимание на пригородном железнодорожном туризме, который успешно развивается на нашей дороге. Одним из самых популярных маршрутов, традиционно вызывающих неподдельный интерес у детей и взрослых, является путешествие пригородным поездом на паровозной тяге из Ростова-на-Дону в Таганрог. Это красивейший приморский город, основанный Петром I, место рождения Антона Чехова и Фаины Раневской. Сюда организованы тематические просветительские туры выходного дня.
Вообще, говорить о новых направлениях можно много – здесь большой потенциал. Это могут быть маршруты и к побережьям трех морей, и туристические маршруты по 11 субъектам, находящимся на полигоне нашей дороги, и пригородные маршруты, соединяющие города-спутники со столицами областей и регионов, и маршруты внутригородские. Для каждого направления найдется свой пассажир.
СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
– Какие крупные инфраструктурные проекты реализуются на дороге?
– Самый масштабный, который реализуется на СКЖД с 2007 года, связан с увеличением пропускных способностей к портам Азово-Черноморского бассейна. О его реализации я уже рассказал.
В Краснодарском крае для организации мультимодальных перевозок ведется строительство новой железнодорожной линии к аэропорту Анапа. Здесь уже создан соединительный путь на примыкании к перегону Юровский – Красная Стрела и новый путь на участке Витязево – аэропорт Анапа.
Но развивается не только юго-западное направление. Изменение рынков сбыта и транспортной логистики стало основой для интенсивного расширения международного транспортного коридора Север – Юг. С начала года транзитный поток грузов по западному маршруту МТК составил 6,4 млн тонн, а за последние три года он вырос на 94%.
Прогнозируется, что к 2030-му объем транспортируемых грузов достигнет 20 млн тонн. Для этого ОАО "РЖД" реализует проект по переводу участка Дербент – Самур – государственная граница РФ на систему тяги переменного тока. Параллельно ведется подготовка к строительству новой станции Самур-2 для увеличения пропускной способности погранперехода на границе с Азербайджаном.
Кроме того, сегодня разрабатывается проект по восстановлению электрификации участка Стодеревская – Гудермес – Грозный. Это позволит улучшить показатели движения поездов на всем протяжении полигона СКЖД с запада на восток, в том числе в направлении МТК Север – Юг.
В ходе Кавказского инвестиционного форума, состоявшегося в июле в Грозном, было заключено трехстороннее соглашение по разработке технико-экономического обоснования организации пассажирского и грузового сообщения на участке Назрань – Грозный.
Все инфраструктурные изменения, несомненно, приведут к созданию новой маршрутной сети, определяющей перспективы не только увеличения объема грузоперевозок, но и развития новых туристических направлений. В совокупности это должно положительно сказаться на экономическом росте в регионах Северного Кавказа, которые уже сегодня приобрели огромную популярность у туристов. Куда приходит стальная магистраль, туда приходит жизнь. Это подтверждает история всех железных дорог.
МЕЧТА О СКОРОСТИ
– В каком инфраструктурном проекте сегодня есть потребность на СКЖД? Давайте помечтаем!
– Давайте разделим вопрос. Потребность в инфраструктурных проектах сегодня, безусловно, есть. И основные сейчас находятся либо в стадии реализации, либо в стадии подготовки к ней. Но, как известно, нет предела совершенству. Реализация одного проекта может дать толчок к развитию уже существующего либо перерасти в совершенно новый проект. Пока мы сосредоточены на выполнении тех задач, которые определила нам компания.
А что касается мечты... Хотелось бы, чтобы на Северо-Кавказскую дорогу как можно быстрее пришло скоростное движение, чтобы по нашим маршрутам "летали" не только "Ласточки", но и, возможно, "Финисты" и другие, похожие на них, поезда. Чтобы пассажиры из Москвы за 8 часов доезжали до Адлера и за 4 часа – до Ростова. Уверен, что это исполнимая мечта.
КЛИЕНТЫ ВСЯКИЕ ВАЖНЫ
– Какие сервисы СКЖД сегодня предлагает своим клиентам? Что пользуется особой популярностью?
– Сегодня нам важно создать такие условия, при которых будут учтены потребности всех наших партнеров. Подчеркну, что под "всеми" я подразумеваю и крупный, и средний, и малый бизнес – для нас важны в равной степени все клиенты, каждому мы стремимся создать максимально комфортные условия для эффективного взаимодействия. Именно индивидуальный подход лежит в основе различных технологических решений и логистических продуктов.
При отсутствии у портов складских площадей организованы услуги по формированию судовых партий на инфраструктуре компании с последующей перевалкой в портах по прямому варианту "вагон – борт судна".
Развивается сервис ускоренной доставки "Грузовой экспресс", существенно сокращающий сроки перевозки групп вагонов на устойчивых направлениях.
Развитие цифровой инфраструктуры ОАО "РЖД" дает возможность компании перейти на иной качественный уровень, позволяющий упростить доступ к нашим услугам, снизить издержки и повысить качество обслуживания. Так, в этом году реализована функция резервирования вагоно-мест в составе грузовых экспрессов через личный кабинет. Согласование услуги теперь занимает менее суток.
Благодаря этому за прошедший период 2024-го количество вагонов, отправленных посредством технологии "Грузовой экспресс", выросло до 8,4 тыс., что на 30% выше прошлогоднего показателя.
Мы обладаем одним из самых широких спектров технических и технологических мощностей в сфере терминально-складского комплекса и продолжаем развивать это направление.
Сейчас завершается модернизация грузового терминала на станции Грозный, что позволит принимать в Чеченской Республике первые контейнерные поезда. Комплекс, оснащенный козловым краном, вилочными погрузчиками и контейнерным перегружателем, способен обеспечить единовременную переработку до 36 вагонов.
В целом на сегодняшний день ежесуточная перерабатывающая способность грузовых дворов СКЖД составляет 920 вагонов. При этом 10 терминалов специализируются на приеме и отправке контейнеров.
ЗНАМЕНАТЕЛЬНЫЙ ГОД
– На СКЖД ценят историю и традиции. В этом году дороге исполнилось 160 лет. Память прошлого широко транслируется среди жителей Юга России. Расскажите, какие проекты, на ваш взгляд, самые значимые.
– Этот год действительно знаменателен для дороги: 10 января ей исполнилось 160 лет.
Начало положено в 1864 году, когда открылось движение на небольшом, в 66 верст, участке пути. Железная дорога соединила Грушевку (Шахты) с Максимовкой (Каменоломни), Новочеркасском и станицей Аксайская. К слову, начальник станции Каменоломни в этом году сумел организовать яркое мероприятие по празднованию юбилейной даты, куда были приглашены ветераны, работавшие на станции. Такие мероприятия объединяют трудовые коллективы и создают связь поколений железнодорожников.
Дорога развивалась быстро, что позволило соединить торговые пути южных регионов с центром страны. Наверное, поэтому юбилейный год дороги определяет и другие значимые даты: 130-летие ветки Беслан – Петровск (ныне Махачкала), 150-летие Главных мастерских Ростово-Владикавказской железной дороги и 130-летие курортной Минераловодской ветви.
Наша особая гордость – экспозиционная площадка по сохранению исторического наследия на станции Гниловская. Здесь расположены 80 экспонатов железнодорожной техники: тепловозы, электровозы, пассажирские и грузовые вагоны разных годов постройки, путейская и грузоподъемная техника. При этом есть экспонаты, оставшиеся в единственном экземпляре. Возраст некоторых составляет более 100 лет.
Но, пожалуй, самые любимые и ценные объекты нашей площадки – это паровозы. Часть из них до сих пор выходит на маршруты. Некоторые участвуют в экскурсионных ретротурах, о которых я рассказывал, а некоторым выпадает честь вести по линиям Северо-Кавказской магистрали ретропоезд "Победа".
Наша главная жемчужина – старейший паровоз Ь-2021, выпущенный в 1897 году. Он пополнил наш парк год назад и в свой первый рейс на площадке вышел в рамках мероприятия для иностранных студентов местных вузов.
СИЛЬНЕЕ ВРЕМЕНИ
Память действительно должна быть сильнее времени. Ведь все, что мы имеем сегодня, это только благодаря подвигу – и военному, и трудовому – тех, кого мы сегодня называем ветеранами. К ним на Северо-Кавказской дороге отношение особое. Этому и молодежь учим. Кстати, сейчас в границах СКЖД работают 15 тыс. сотрудников до 35 лет, что составляет 32,5% от общей численности. Отрадно, что все больше молодых людей становятся не только частью, но и идейными вдохновителями многочисленных проектов. Северо-Кавказская дорога создает для работников не только все условия для повышения профессиональных компетенций и карьерного роста, помогает развивать творческие способности, но и заботится о социальном благополучии сотрудников.
А наш многотысячный коллектив, люди – это и есть основное достояние и богатство дороги, залог всех успехов и начинаний на благо страны.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок |
20.11.2024 |