18-06-12 / 2012
Новости отрасли
Желдороги "таможенной тройки" создадут логистическое СП стоимостью более $2 млрд на паритетных условиях

Железные дороги РФ, Белоруссии и Казахстана планируют создать единого логистического оператора стоимостью более $2 млрд на паритетных условиях, сообщил журналистам источник в железнодорожной отрасли в пятницу.

"Каждой стороной могут быть внесены контейнерные активы - вагоны, терминалы", - сказал он. Предполагается, что ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) со своей стороны первоначально внесет только 50% + 1 акция ОАО "Трансконтейнер". Белоруссия и Казахстан свои доли в СП оплатят активами и, если потребуется, денежными средствами.

Собеседник уточнил, что "Казахстан темир жолы" (КТЖ, железные дороги Казахстана) может внести в капитал логистиического оператора активы своей 100%-ной "дочки" "Казтранссервис", а также "Кедентранссервиса" (КТС), в котором сейчас 67% принадлежит "Трансконтейнеру", 33% - КТЖ. Правда, перед этим, как ожидается, КТЖ реализует опцион на выкуп 17% КТС.

Со стороны Белоруссии в СП могут быть внесены, например, терминал в Бресте и около 3 тыс. фитинговых платформ.

Говоря о стоимости единого оператора, собеседник отталкивался от текущей капитализации "Трансконтейнера". "Миллиарда полтора долларов стоит весь "Трансконтейнер", доля РЖД, соответственно - 750 млн. Умножаем на три - получаем ориентировочную стоимость СП - $2-2,25 млрд", - сказал он.

Основой для логистического оператора, по словам источника, может стать, например, "дочка" РЖД - ОАО "РЖД Логистика" - компания, пока не имеющая активов и занимающаяся лишь организацией логистических сервисов. Она может провести допэмиссию акций, которую выкупят участники СП, либо выкупить активы каждой из сторон на привлеченные средства с последующим распределением долей в своем капитале.

На создание СП потребуется не менее одного года.

Одновременно, в соответствии с договоренностями сторон, будет формироваться единая расчетная система со сквозными тарифами на услуги.

В перспективе РЖД могут внести "еще какие-то активы", сказал источник. При этом участие в СП будет открыто и для других стран, например, Украины, стран Балтии и даже Дальнего Зарубежья - "всех, кто проявит желание" войти в бизнес объединенного логистического оператора.

По словам источника, все пока эти намерения обсуждались лишь предварительно, и конкретная схема формирования СП может быть несколько иной.

Предложения о создании единой транспортно-контейнерной компании странами-участницами Таможенного союза обсуждались в пятницу в Санкт-Петербурге, сообщал премьер-министр Казахстана Карим Масимов. Он заявил, что поддерживает эту идею. По словам чиновника, она даст возможность трем железным дорогам транспортировать грузы от казахстанско-китайской границы через весь Казахстан, РФ до белорусско-польской границы. "Я думаю, что это хорошее предложение, и мы можем его принципиально решить", - сказал С.Масимов.

О том, что железные дороги России, Казахстана и Белоруссии обсуждают вопрос создания единого логистического оператора, в феврале заявил президент РЖД Владимир Якунин. "Один из главных аспектов, интересующий все три стороны в вопросе железных дорог - это контейнерные поезда. Крайне важно создать особую логистическую компанию, отвечающую за передвижение контейнеров как минимум по этим трем странам", - отмечал он. До этого, летом 2011 г., В.Якунин предлагал создать ж/д оператора для сквозных транзитных перевозок грузов через территорию РФ на базе Комитета по транссибирским перевозкам.

Одновременно с идеей создания единого логистического оператора источники в РЖД говорили о том, что монополия выступает против приватизации своих 50% + 1 акция "Трансконтейнера". "Это нанесет колоссальный ущерб международным приоритетам российской политики - если мы говорим о создании нового транспортного коридора Китай-Казахстан-Россия и дальше в Европу через Белоруссию", - объяснял собеседник позицию "Российских железных дорог". "Китайцы коммерсантов, если за ними не стоит государство, не видят под лупой", - пояснял он необходимость участия российской госкомпании в этом проекте. Тем более что вырученные от продажи несколько миллиардов рублей не компенсируют "возможную утрату этой инициативы (по созданию транспортного коридора - ИФ)", уточнял собеседник.

Вопрос о приватизации 50% + 1 акции "Трансконтейнера" обсуждается уже больше полутора лет, но однозначной позиции правительство РФ по нему до сих пор не сформулировало. Регуляторы - министерства экономического развития РФ и транспорта РФ - настаивают на приватизации сразу всего контрольного пакета "Трансконтейнера". В то же время президент монополии Владимир Якунин предлагает продать только 25% + 1 акция оператора, причем не ранее 2013 г. (весной 2011 г. совет директоров РЖД одобрил приватизацию блокпакета с оценкой в 10,7 млрд руб.).

Интерес к покупке акций "Трансконтейнера" ранее проявляли группы FESCO, UCL Владимира Лисина, "Сумма" Зиявудина Магомедова и Globaltrans.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс15.06.12Желдороги "таможенной тройки" создадут логистическое СП стоимостью более $2 млрд на паритетных условиях