03-04-24 / 2024
Новости отрасли
Ждем перемен

Погрузка на сети ОАО "РЖД" продолжает падение. Однако эксперты рынка прогнозируют улучшение ситуации во II квартале этого года.

По данным ОАО "РЖД", за I квартал 2024 года на сети погружено 295,9 млн тонн, на 3,1% ниже в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

По словам ведущего эксперта УК "Финам Менеджмент" Дмитрия Баранова, в числе факторов, влияющих на снижение погрузки, – изменения объемов производства, рыночной конъюнктуры на некоторые товары и приоритетов в перевозках грузов, а также значительные складские запасы, что ограничило объемы транспортировки в начале года.

Среди аутсайдеров квартала каменный уголь (снижение на 5,4%, до 86,8 млн тонн), нефть и нефтепродукты (уменьшение на 1,7%, до 53,3 млн тонн), строительные грузы (минус 17,3%, до 25,6 млн тонн), а также черные металлы и лом (сокращение на 4,4% и 19,5% соответственно). В ОАО "РЖД" пояснили, что основной недобор в общую копилку погрузки произошел за счет сокращения спроса на перевозки экспортного угля в порты Азово-Черноморского бассейна по причинам, которые лежат в плоскости взаимодействия грузовладельцев с морскими терминалами.

Свои коррективы внесла и погода, сообщается в официальном телеграм-канале холдинга "РЖД". Сильные морозы и снежные заносы привели к сокращению предъявления грузов, в том числе строительных и черных металлов. А проблемы с выгрузкой из-за смерзаемости угля и мазута повлекли ввод ограничений по погрузке в адрес портов Северо-Запада.

Вице-президент и глава комитета по сельскому хозяйству "Опоры России" Сергей Соколов также связывает сокращение объемов перевозок металлов и энергетических грузов со снижением цены на соответствующих рынках.

По некоторым номенклатурам сохраняется положительная динамика. В плюсе за I квартал удобрения (увеличение на 12,9%), промышленное сырье (20,9%), зерно (8,3%), цемент (1%) и лесные грузы (0,9%).

Рост погрузки минеральных удобрений связан с началом посевной кампании в стране и за рубежом. Значительное снижение экспорта лесных грузов компенсируется благодаря увеличению спроса на внутреннем рынке, что позволяет наращивать внутрироссийские перевозки. "Рост объемов перевозки номенклатуры агропромышленного комплекса связан с высоким спросом и высокой рыночной конъюнктурой", – считает Сергей Соколов.

По мнению экспертов рынка, объемы перевозки по железной дороге во II квартале этого года могут колебаться. Так, заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий Владимир Савчук, выступая на международной выставке TransRussia-2024, отметил, что в апреле – июне динамика погрузки на сети РЖД ожидается в диапазоне от минус 0,5% до плюс 1,4% к прошлогоднему периоду.

В целом объем перевозки по итогам года может вырасти, прогнозируют эксперты.

"С началом весенне-летнего сезона увеличится деловая активность в ряде отраслей, это может сказаться на погрузке", – прогнозирует Дмитрий Баранов. Кроме того, продолжает действовать программа импортозамещения, расширяется торговля со странами Востока и Юга. По его мнению, эти факторы могут способствовать увеличению перевозки различных товаров, значительный объем придется на железную дорогу.

 

Источник Дата Наименование материала

Гудок

03.04.2024