27-01-15 / 2015
Новости отрасли
Ж/д пользователи рекомендуют не индексировать экспортные тарифы без анализа последствий

Совет потребителей услуг ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), действующий при правительственной комиссии по транспорту, рекомендует ввести мораторий на дополнительное повышение экспортных тарифов "Российскими железными дорогами" в рамках "ценового коридора" до тех пор, пока не будет изучены последствия такого шага.

Как сообщалось ранее, 27 декабря правление РЖД приняло решение увеличить тарифы на экспорт грузов железнодорожным транспортом на 13,4%. Оно вступит в действие с 29 января, и с учетом проведенной с 1 января 2015 г. 10%-ной индексации всех ж/д тарифов (в соответствии с решениями Федеральной службы по тарифам РФ), рост стоимости услуг РЖД на транспортировку за рубеж превысит 24,7%. "До полного и всестороннего анализа обоснованности увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов и вероятных последствий для всех отраслей промышленности, Совет считает целесообразным приостановить решение правления РЖД", - отмечает в этой связи экспертный орган в своем сообщении, распространенном во вторник.

Совет считает, что дополнительно повышать тарифы в рамках "ценового коридора" следует, "применяя дифференцированный подход по видам грузов и направлениям", и при "обоснованной необходимости для монополии". При этом необходимо постоянно мониторить динамику экспортных цен и влияние возможного роста тарифной нагрузки на товаропроизводителей. Также Совет считает целесообразным ввести обязательное "внешнее" согласование тарифных решений РЖД с участием потребителей, если затрагиваются их экономические интересы, а также независимых экспертов.

Эксперты отмечают, что решение монополии повысить тариф на экспортные перевозки всех видов грузов (в дополнение к общей 10%-ной индексации с 1 января 2015 г.) основано на оценках роста доходности экспорта всех товаров в связи с падением курса рубля. "Вместе с тем, внешнеэкономическая конъюнктура по различным товарам существенно различается. Если по ряду позиций российского экспорта цены на мировых рынках остаются относительно стабильными или снизились в пределах обычных рыночных колебаний, то по другим (нефти, черным металлам, меди, углю и прочим грузам) они упали до исторического минимума, что ставит под угрозу само функционирование соответствующих отраслей", - отмечает Совет.

В частности, мировые индексы на нефть в январе 2015 г. за год снизились на 55% и на 40% - за последние два месяца. Цена на медь упала, соответственно, на 24% и 16%, на энергетический уголь - на 46% и 26%. "Производители удобрений согласовали на 2015 г. с министерством сельского хозяйства РФ предоставление скидки 15% для внутреннего рынка. Цены на алюминий показали незначительный рост в III квартале 2014 г. после падения на протяжении последних пяти лет, рынок London Metal Exchange в январе отыграл повышение и вернулся к параметрам 2006 г.", - говорится в сообщении.

Совет считает, что рост курса доллара вообще не может служить основанием для дополнительного повышения ж/д тарифов "Российскими железными дорогами" в рамках "ценового коридора", поскольку это "чрезвычайно волатильный фактор" (этот аргумент содержится в материалах РЖД к заседанию межведомственной рабочей группы по вопросам развития железнодорожного транспорта, состоявшегося под руководством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича 30 декабря). "Правительство РФ предпринимает меры по нормализации ситуации на валютном рынке, и представляется некорректным принимать тарифные решения для РЖД на основании спекулятивных курсов", - приводит Совет выдержку из своего заключения, представленного А.Дворковичу, в министерство транспорта РФ, ФСТ и монополии. "При этом не учитывается крайне негативное влияние снижения курса рубля на возможности российских экспортеров обслуживать и обеспечивать погашение долга, основной объем которого номинирован в долларах и евро", - отмечается в документе.

Кроме того, по мнению Совета, в представленных расчетах РЖД не был учтен ряд моментов, в том числе - ограничения на импорт в отношении российских товаров (введение 6%-ных пошлин на импорт в КНР энергетического угля и 3%-ных - на коксующийся, а также химических удобрений, металлов и другой продукции). Помимо этого была повышена стоимость заимствований для товаропроизводителей в связи с ростом ключевой ставки Банка России до 17%, что привело к росту ставок по кредитам под оборотные средства до 25-30%, а это затрудняет или делает невозможным рефинансирование кредитных линий. Затраты всех экспортеров по обслуживанию валютных займов и договоров о закупке и обслуживанию импортного оборудования и материалов также увеличились в результате падения курса рубля. Одновременно объем ввозимых грузов у некоторых компаний, например в алюминиевой промышленности, кратно превышает объем экспортных перевозок (соотношение составляет "2,5 к 1"). "При этом решений по снижению уровня тарифа на импортные перевозки, цены на товар по которым номинированы в долларах, не принято", - говорится в сообщении.

В связи с этим возможны негативные последствия от увеличения тарифа на перевозки экспортных грузов, допускают Совет и крупнейшие грузоотправители. Может вырасти транспортная составляющая в конечной стоимости груза, существенно снизиться конкурентоспособность российских производителей по отдельным видам грузов, что чревато потерей рынков сбыта в условиях общего перепроизводства. Возможно банкротство ряда компаний в отраслях, особенно пострадавших от кризиса, в частности железорудных и угольных компаний, а также уменьшение экспортных перевозок в целом, падение инвестиций в промышленность, сокращение рабочих мест и другие социальные последствия. Все это создает риски для обеспечения роста грузовой базы, заложенной в инвестиционной программе РЖД и ее выполнения в заявленном объеме.

"В современных экономических условиях инфраструктурные компании должны создавать конкурентные условия для промышленных и сельскохозяйственных производителей", - подчеркнул член Совета Вадим Гераскин, слова которого приводятся в сообщении. "Дополнительное повышение ж/д тарифов негативно отразится на реальном секторе экономики и приведет к снижению производства, грузопотока, ухудшению положения "Российских железных дорог", и, в конечном счете, усилению стагнации", - считает он. Заключение Совета по итогам оценки тарифного решения РЖД было утверждено на заседании 22 января.

В понедельник, 26 января, вопрос об экспортных тарифах обсуждался на совещании у А.Дворковича. Представитель вице-премьера Алия Самигуллина сообщила "Интерфаксу", что на встрече были заслушаны и "приняты к сведению" доклады монополии и Совета потребителей. "РЖД уточнит свое решение о повышении экспортных (тарифов - ИФ) на уголь", - отметила она. Источник агентства на рынке грузовых ж/д перевозов в понедельник сообщал, что на совещании представители монополии выразили готовность снизить наценку на экспорт угля и обсуждать тарифы по удобрениям. По данным одного из собеседников газеты "Ведомости", угольные компании предлагали повысить экспортные ж/д тарифы не на 13,4%, а на 1,5%.

Совет потребителей - совещательно-консультационный орган, созданный для доведения до сведения регуляторов и "Российских железных дорог" позиции потребителей по инвестиционным программам и тарифам на услуги естественной монополии для достижения баланса интересов участников перевозочного процесса.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс27.01.2015