06-01-21 / 2021
Новости отрасли
Ж/д погрузка в декабре выросла на 0,3%, по итогам 2020 г. снизилась на 2,7% - источник

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в декабре 2020 г. увеличилась на 0,3% по сравнению с тем же периодом 2019 г., до 3,452 млн. тонн в среднем в сутки, сообщил "Интерфаксу" источник, знакомый с деятельностью компании.

Это соответствует 107 млн. тонн в целом за месяц. План работы монополии на декабрь предполагал отправку 3,373 млн. тонн в среднем в сутки, что на 2% меньше, чем годом ранее, говорил собеседник агентства.

При этом в течение месяца динамика была неоднородной. По итогам 21 дня погрузка составляла 3,486 млн. тонн в среднем в сутки, что на 1,3% больше, чем за три первые недели декабря 2019 г., говорил источник "Интерфакса". Однако по итогам 30 дней месяца среднесуточный показатель превышал уровень того же периода 2019 г. лишь на 0,6% (3,463 млн тонн). Замедление темпа погрузки собеседник связывал с сильными морозами в Сибири.

Исходя из итоговых декабрьских данных, объемы отправки в целом за 2020 г. оказались на 2,7% ниже уровня предыдущего года (1 млрд. 243,6 млн. тонн): по данным РЖД, в январе-ноябре погрузка находилась на уровне 1 млрд. 136,6 млн. тонн (-3%), в 2019 г. - составляла 1 млрд. 278,1 млн. тонн.

Изначально менеджмент "Российских железных дорог" закладывал в прогноз на 2020 г. рост погрузки на 2,9%. Однако негативные макрофакторы (включая COVID-19 и сделку OPEC+) потребовали пересмотра ожиданий. С весны компания ориентировалась на годовую динамику в "-5%", хотя в дальнейшем улучшила прогноз до "-3,5%" (а, возможно, падение будет и еще меньшим, заявлял осенью генеральный директор монополии Олег Белозеров).

В октябре помесячная динамика вышла в "плюс" (+0,3%) после отрицательных показателей с конца 2019 г. Однако в ноябре вновь наблюдалось падение - на 0,7%.

В 2021 г. руководство РЖД, согласно проекту финансового плана монополии, ожидает увеличения погрузки на 2,5%, до 1 млрд. 263,8 млн. тонн. "Мы видим следующий год уже годом достаточно серьезного роста. Не восстановления, а роста", - говорил глава "Российских железных дорог" в октябре. Полное восстановление объемов грузоперевозок, по его мнению, произойдет в I полугодии 2021 г.

Правда, прогнозируя рост отправок на 2,5%, компания отталкивается от цифры за 2020 г. в 1 млрд. 233,5 тонн с динамикой "-3,5%"; при падении погрузки в 2020 г. только на 2,7% дельта абсолютных величин составит 1,6%. К тому же, в пояснительной записке к проекту финплана перевозчик делал целый ряд оговорок о факторах, которые могут повлиять на динамику показателя.

Ключевые опасения связаны с возможностью повторных ограничений из-за COVID-19. Потери погрузки по этой причине оцениваются в пределах 38-63 млн тонн, что эквивалентно 3-5% прогнозируемой погрузки (в этом случае она без влияния других факторов, по подсчетам "Интерфакса", снизится на 0,1-2,7%) - это повлечет потери доходов РЖД в 47-78 млрд руб. (их объем ожидается на уровне 1,923 трлн руб., +8,6%).

План работы "Российских железных дорог" на январь 2021 г. предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,25 млн тонн, сообщал ранее источник "Интерфакса". Исходя из этого, РЖД ждут роста объемов отправки примерно на 0,5% (в том же месяце 2020 г. они составляли 3,233 млн тонн в сутки).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс06.01.2021