02-09-19 / 2019
Новости отрасли
Ж/д погрузка в августе "оттолкнулась" от нуля вверх, но пока рост символический

Погрузка на сети ОАО "Российские железные дороги" в августе 2019 г. увеличилась на 0,2%, до 109 млн тонн, сообщила компания.

В среднесуточном выражении это соответствует 3 млн 515,1 тыс. тонн. Грузооборот снизился на 2,1%, до 213,6 млрд тонно-километров (с учетом рейсов порожних вагонов - тоже на 2,1%, до 271,2 млрд тонно-километров).

Изначально утвержденный план работы монополии на август предполагал среднесуточную погрузку на уровне 3,515 млн тонн с ростом на 0,2%, говорил ранее собеседник агентства. Замглавы РЖД Павел Иванов при этом отмечал, что компания "пока ориентируется на уровень прошлого года", причем "это наш скромный прогноз", но "есть более оптимистичный - от 1% до 2%".

Компания с октября представляет статистику с учетом железных дорог Якутии, где является перевозчиком. При этом до конца прошлого года погрузка в республике считалась как "новый груз", поэтому сравнение шло с данными за тот же период 2018 г. только по сети "Российских железных дорог". С января 2019 г. статистика дается в сопоставимых цифрах (в показателях 2018 г. учитывается отправка грузов из Якутии).

В "старом" формате статистики в октябре РЖД отмечали рост на 0,3%, в ноябре - на 1,5%, в декабре - падение на 1,1%. В "новом" формате в январе вновь был зафиксирован рост - на 1,6% (3,4 млн тонн в среднем в сутки), в феврале он был минимальным - 0,1% (3,571 млн), в марте - 0,5% (3,655 млн).

Зимние "качели" эксперты связывали с "особенностями учета погрузки на рубеже года". Между тем, в начале года "проседание" динамики было очевидно. На апрель "Российские железные дороги" верстали план погрузки с ее ростом на 1,3% (3,686 млн тонн в среднем в сутки), говорил источник "Интерфакса", однако по факту этот показатель составил "минус 1,9%" (3,57 млн тонн).

В мае негативные тренды еще более усилились: отправка сократилась на 3,8% (до 3,565 млн тонн в среднем в сутки) при плане роста на 0,5% (до 3,583 млн тонн). В июне динамика "провалилась" до "минус 5,4%" (3,38 млн тонн) при прогнозе роста на 0,1% (до 3,582 млн тонн). Как и ранее его коллеги, Иванов объяснял падение "конъюнктурой рынка грузовых перевозок", а также ограничениями инфраструктуры в восточном направлении - на Транссибирской и Байкало-Амурской магистралях.

При этом он подчеркнул, что в июле компания планирует выйти на уровень того же периода прошлого года. "(Погрузку - ИФ) мы уже, по сути, стабилизировали. Основной прирост у нас идет в российские порты. (С ростом - ИФ) выше 8% отгружаем в порты Северо-Западного бассейна, выходит "на ноль" динамика погрузки в порты Азово-Черноморского бассейна. И значительный прирост в направлении Дальнего Востока", - говорил он.

Определенную роль, по его мнению, на южном направлении могла сыграть 7,4%-ная тарифная скидка на перевозки угля в порты Азово-Черноморского бассейна, которая была введена на 2-месячный период с 16 июля. В итоге в июле погрузка вышла на прошлогодний уровень, составив 3,483 млн тонн в среднем в сутки при плане роста на 0,2% (до 3,49 млн тонн).

Между тем, по итогам января-августа 2019 г. погрузка остается на 1,1% меньше, чем в том же периоде 2018 г. - 850,5 млн тонн. На 1,3% сократилась отправка угля (до 246 млн тонн), на 1,7% - нефти и нефтепродуктов (до 154,1 млн тонн), на 1,3% - строительных грузов (до 84,1 млн тонн), на 1,4% - промышленного сырья и формовочных материалов (до 23,5 млн тонн), на 6,1% - лесных грузов (до 29,3 млн тонн), на 4,6% - черных металлов (до 50,1 млн тонн), на 0,5% - их лома (до 10 млн тонн), на 0,9% - кокса (до 7,2 млн тонн), на 1,1% - химикатов и соды (до 17,5 млн тонн), на 3,3% - цветной руды и серного сырья (до 13,1 млн тонн), на 29,4% - зерна (до 12,6 млн тонн).

В то же время, выросла погрузка железной и марганцевой руд (на 2,9%, до 79,6 млн тонн), химических и минеральных удобрений (на 2,7%, до 40,6 млн тонн), цемента (на 5,7%, до 18,2 млн тонн). Грузооборот с начала 2019 г. увеличился на 0,9%, до 1,734 трлн тонно-километров (с учетом порожних рейсов вагонов - на 0,8%, до 2,205 трлн тонно-километров).

"С учетом восполнения по объемным показателям в июле мы ожидаем положительную динамику по погрузке и в последующий период", - заявлял при этом Иванов. До этого первый замглавы "Российских железных дорог" Анатолий Краснощек в интервью корпоративному изданию монополии также говорил, что с июля и до конца 2019 г. компания ожидает устойчивого роста погрузки с нарастанием объемов до 1,2-2,3% в сентябре-октябре. План работы РЖД на сентябрь предполагает среднесуточную погрузку на уровне 3,555 млн тонн с ростом на 1,7%, сообщал источник "Интерфакса".

На 2019 г. "Российские железные дороги" закладывали прогноз роста погрузки не менее чем на 1,5%. При этом, как говорил зимой замглавы перевозчика Алексей Шило, "Российские железные дороги" видят перспективы для роста погрузки в 2019 г. сверх плана. "Груза сегодня достаточно. У нас грузовая база сформирована с ростом к прошлому году на 2%", - отмечал он.

При этом в июне топ-менеджер говорил, что, несмотря на снижение погрузки в последние месяцы, "Российские железные дороги" пока не пересматривали прогноз погрузки в надежде на рост. В частности, по его словам, Минсельхоз считает, что возможен рост отправки зерна. Кроме того, начнется активный завоз угля на ТЭЦ в рамках подготовки к зиме. "Большие ожидания связаны со стройкой в рамках нацпроектов. Мы получаем информацию, что финансирование на регионы поступает, там идут сейчас конкурсные процедуры", - также отмечал топ-менеджер. Иванов в июле также заявил, что РЖД "годовой прогноз пока не пересматривали".

В 2018 г., как сообщалось ранее, погрузка выросла на 2,2%, до 1,29 млрд тонн.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс02.09.2019