28-01-15 / 2015
Новости отрасли
Ж/д перевозки щебня могут быть выведены из под тарификации по "кратчайшему расстоянию"

Железнодорожные перевозки щебня в РФ могут быть выведены из-под тарификации по "кратчайшему расстоянию", следует из проекта изменений в соответствующий приказ ведомства.

Текст опубликован на портале для размещения информации о разрабатываемых нормативных актах и их общественного обсуждения regulation.gov.ru.

Как сообщалось ранее, приказ Минтранса с поправками в аналогичный документ от 2009 г. вступил в силу в апреле 2014 г. Им ведомство изменило тарификацию грузовых ж/д перевозок на северо-западе РФ и в московском узле (вдобавок к ряду направлений Байкало-Амурской магистрали, а также участкам Северо-Кавказской и Октябрьской железных дорог). Была сформирована новая структура "кратчайших маршрутов", за протяженность которых "Российским железным дорогам" оплачивается стоимость транспортировки между двумя станциями. Ранее перевозки в этих регионах оплачивались по фактическому расстоянию между двумя станциями, независимо от маршрута транспортировки. В результате "тарифные расстояния" выросли в несколько раз.

В ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) тогда заявляли, что предложили изменить тарификацию на этих направлениях после запуска между Москвой и Санкт-Петербургом поездов "Сапсан" в 2009 г., когда грузовые поезда были переведены на обходные линии. Та же ситуация сложилась и с Малым кольцом Московской железной дороги (МЖД), из-за реконструкции которого весь грузопоток начал следовать через Большое кольцо МЖД. Такую систему тарифов в монополии считают более справедливой.

Между тем, как писала газета "Коммерсантъ", рост транспортных затрат беспокоил крупнейших производителей нерудных материалов в Карелии (один из ключевых регионов страны по добыче щебня), которые обратились к местным властям с просьбой разобраться в ситуации. Некоторые компании даже рассматривали вариант приостановки производства из-за роста стоимости перевозки. Кроме того, участники рынка опасались, что из-за вынужденного повышения цен их продукция не сможет конкурировать с украинской и белорусской.

В мае начальник департамента тарифной политики перевозочных видов деятельности РЖД Галина Зимовская заявляла, что компания планирует плавно повышать ставки в рамках приказа о "тарифных расстояниях". "Будем стараться постепенно вводить такие решения. Может быть, сейчас примем решение в рамках (ценового - ИФ) коридора, чтобы не было резкого увеличения, и постепенно будем переходить на полный тариф", - отмечала она, имея в виду Октябрьскую железную дорогу и строительные грузы.

В августе правление РЖД приняло решение повысить на 13,4% тарифы на перевозки грузов с Украины на станции курского, рязанского и смоленского направлений МЖД, а также направления Москва - Санкт-Петербург, расположенных в пределах Подмосковья с небольшими исключениями. Повышающий коэффициент касается ж/д импорта грузов через все сухопутные российско-украинские пограничные переходы Московской и Юго-Восточной железных дорог. При этом перевозки грузов с Украины через пункты пропуска на границе РФ и Белоруссии осуществляются по прежним тарифам. Свое решение РЖД объяснили "перегруженностью инфраструктуры МЖД" и стремлением к "частичной переориентации импортных грузопотоков". Более 80% поставок украинского щебня по железной дороге в РФ приходится именно на московский регион, отмечали при этом эксперты ж/д отрасли.

Подготовленный проект также предполагает тарификацию по фактическому расстоянию на участке Москва - Санкт-Петербург при перевозке грузов в поездах, следующих по нему по расписанию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.01.2015