22-04-13 / 2013
Новости отрасли
Ж/д операторы считают правильной подекадную подачу заявок на перевозки

Переходить к календарному планированию железнодорожных перевозок в РФ целесообразно с условием подачи заявок не более чем за декаду, считает Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), объединяющий крупных и средних владельцев подвижного состава.

Как сообщалось ранее, новый принцип планирования ОАО "Российские железные дороги" (РТС: RZHD) (РЖД) отразили в документе с названием "Единый сетевой технологический процесс" (ЕСТП). Компания предполагает перейти от непрерывной подачи заявок на грузовые перевозки к календарному, в рамках которого отправители должны за 10 дней до начала месяца подавать монополии заявку на весь следующий месяц (сейчас это можно сделать в любой день). При превышении заявленных объемов компаниям необходимо заплатить неустойку. По сути, речь идет о введении в РФ планирования маршрутов за 40 дней.

"Операторы в целом позитивно оценивают документ", - напомнил глава СОЖТ Сергей Мальцев, слова которого приводит партнерство. Заключая соглашение о гарантированном провозе вагонов оператора по утвержденному графику, РЖД смогли бы спланировать график движения поездов, повысить их маршрутизацию, а, следовательно, и оптимизировать управление вагонопотоками на сети. При потребностях сверх установленного лимита грузоотправители смогут заказывать подвижной состав на спотовом рынке, пояснял ранее "Интерфаксу" источник в Совете.

"Однако на этапе разработки конкретных механизмов его практической реализации важно обеспечить баланс интересов не только перевозчика, но и грузоотправителей, и операторов", - отметил С.Мальцев. Анализируя предложенный РЖД вариант ЕСТП, участники рынка отмечали, что в условиях рыночной экономики для малых и средних грузоотправителей новая технология будет невыполнимой без потерь. В связи с этим эксперты прогнозировали отток грузов с ж/д транспорта на автомобильный.

По мнению Совета ж/д операторов, значительная часть положений ЕСТП может быть реализована только при изменении в законодательство РФ. "Если не согласовать (их - ИФ) с существующей нормативно-правовой базой, то внедрение новой системы будет фрагментарным, а следовательно, не будет достигнута и поставленная цель - повышение эффективности работы железнодорожного комплекса", - подчеркнул С.Мальцев. "РЖД позиционируют ЕСТП как внутренний документ. На наш взгляд, он должен рассматриваться и оцениваться как документ федерального значения", - добавил он.

По мнению С.Мальцева, отторжение грузоотправителей к новой системе планирования, а также к ставшей менее гибкой процедуре изменений в заявки на перевозку груза вполне обоснованно. "Оно не соответствует реальным потребностям экономики и противоречит тренду на клиентоориентированность. Увеличение сроков планирования при высокой волатильности международных рынков сырья может спровоцировать новый виток недовольства грузоотправителей", - заявил глава СОЖТ.

По его словам, ж/д операторы поддерживают создание дискретной системы планирования, но в более коротком, а значит более комфортном для грузоотправителя, периоде - недельном или декадном.

Ряд положений ЕСТП вообще может быть реализовано лишь по доброй воле участников рынка, отмечает партнерство. В частности, по мнению его участников, наделение РЖД правом перемещать не используемые частные вагоны без согласия их владельцев нужно апробировать на основе индивидуальных двухсторонних договоров.

Совет ж/д операторов был создан в 2009 г. крупнейшими владельцами грузовых вагонов в РФ. Партнерство представляет их интересы при решении вопросов нормативно-правового, тарифного и технологического регулирования в железнодорожной отрасли, участвует в формировании новой технологии управления перевозками в условиях реформы этой сферы. Сейчас в совет входит 34 компании, контролирующие около 70% парка подвижного состава в РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс19.04.13Ж/д операторы считают правильной подекадную подачу заявок на перевозки