18-09-15 / 2015
Новости отрасли
Ж/д операторы отмечают дефицит полувагонов на фоне сезонного роста спроса

Железнодорожные операторы отмечают дефицит полувагонов, образовавшийся на фоне сезонного спроса на этот тип подвижного состава.

"Пока транспортное сообщество молчаливо одобряло запрет на продление сроков службы вагонов, эти вагоны стали утилизироваться: с начала года - 80 тыс. Из них около 40 тыс. - полувагоны. Процесс утилизации успешно продолжается. Если взять погрузку в августе 2014 г. в полувагонах и сравнить с августом 2015 г., то выяснится, что тогда грузили больше. Вот тут и проявили себя в полной красе размышления чудо-экспертов о профиците вагонного парка в 240 тыс. вагонов. Ну и где он, ваш профицит? В брошенных поездах стоит весь?" - написала у себя в блоге глава Некоммерческого партнерства операторов железнодорожного подвижного состава (НП ОЖдПС, объединяет небольших владельцев вагонов) Ольга Лукьянова.

"Важно не забывать, что в течение года все рода вагонов грузятся неравномерно. Есть пиковые погрузки - август, сентябрь, октябрь. А есть месяцы, когда грузят почти на 20% меньше, например, январь. "Профицит" представлял резерв вагонов, необходимый для закрытия потребностей в месяцы "высокой погрузки". Но против "профицита" с горящими от безумной радости глазами работала вся страна. Депутаты Госдумы дружно давили кнопки за законопроект про то, что с владельцев вагонов и грузовладельцев нужно сдирать деньги за плохую организацию перевозочного процесса РЖД. Чиновники рангом пониже запрещали "продлять" вагоны и литые детали тележек, думая, что они тем самым повышают уровень безопасности перевозочного процесса. И вот результат: парк стал таять, а на смену ему новые вагоны приходить хоть и стали, но в меньшем количестве", - подчеркнула она.

С января производство меньше списания, отметила глава НП ОЖдПС, и, по ее прогнозам, такая ситуация, сохранится все 2015-2016 гг. Ставки аренды полувагонов при этом "будут безжалостно расти". В своем блоге О.Лукьянова описала текущую ситуацию в разрезе спроса на этот тип подвижного состава для перевозок щебня. В период с августа по октябрь объем его погрузки ежегодно самой большой: идет подготовка к отопительному сезону, перед зимой вводится в строй различная недвижимость, ремонтируются дороги и улицы городов, металлурги увеличивают запасы руды.

"Отправителям щебня в этот период не везет: государство вспоминает, что теплое время года оканчивается, а дороги в запланированном количестве не отремонтированы, и начинается спешное выделение средств. Естественно, спрос на полувагоны возникает так же резко, как и выделение средств на его закупку. Грузоотправители щебня, благодаря неритмичному финансированию (отличительная черта финансового блока в РФ) не могут заключить долгосрочных контрактов с владельцами вагонов хотя бы на полгода, а это означает, что отправители не могут добиться стабильных цен на подвижной состав на весь период отгрузки", - отметила глава партнерства.

Щебеночники находятся в сегменте так называемых нерегулярных перевозок, то есть при определении ставок на вагоны оказываются под воздействием сразу всех как позитивных, так и негативных факторов, подчеркивает О.Лукьянова. При этом в 2015 г. на цену оказывали давление ряд негативных для отправителя факторов. "Во-первых, с августа поменялась схема управления полувагонами ОАО "Федеральная грузовая компания" (ФГК, дочка ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) - ИФ): эти вагоны к дружному ужасу грузоотправителей были переданы в управление РЖД. В настоящее время существуют сложности с получением под погрузку полувагонов ФГК, особенно небольшим и средним грузоотправителям", - в частности, заметила она.

При этом, по словам О.Лукьяновой, в договорах на предоставление вагонов между центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО) РЖД и клиентом прописано, что деньги вносятся предоплатой. "Грузоотправители уже так привыкли платить за отгруженный полувагон, когда у них заведутся лишние деньги и будет хорошее настроение!" - в этой связи заметила председатель партнерства. "Отправители привыкли получать отсрочку дней в шестьдесят. Ряд отправителей завел привычку "кидать" операторов, не платя за погрузку вообще ничего, зная о диком несовершенстве нашего исполнительного производства. И вот на этом "благотворительном обеде" выясняется, что платить за вагоны-таки надо! Оплата операторам мало-мальски приличных денег за вагоны совершенно не входила в плане многих грузоотправителей", - считает она.

Также глава НП ОЖдПС обратила внимание на то, что дефицит полувагонов под щебень также был обусловлен запретом на его импорт из Украины. "И если украинский щебень был хорошо обеспечен погрузочным ресурсом со стороны российских операторов, то переключение потребителей на щебень из Белоруссии и Урала привело к тому, что дополнительный спрос на полувагоны возник в регионах, где нет профицита вагонов", - отметила О.Лукьянова. Кроме того, по ее словам, девальвированный рубль стимулировал экспорт сырья. "Грузовладельцы стремятся отгрузить за рубеж не только уголь и кокс, но и лес с ломом. А это все едет в полувагонах. То есть увеличение заявок идет не только со стороны щебеночников, но и многих других грузоотправителей", - добавила эксперт.

"Результат следующий: в октябре рост ставок на предоставление полувагонов под щебень на Урале и Северном Кавказе будет составлять дополнительные 10%. Стоимость от тарифа общего парка составит 20% на октябрь. Возможно, ажиотаж еще больше разгонит цену. Но не волнуйтесь: к ноябрю все стихнет. До апреля 2016 г. можно будет возить недорого", - резюмировала О.Лукьянова.

Данные о дефиците полувагонов приводит на своем сайте и железнодорожный оператор "УВЗ-Логистик" (УВЗЛ), совладельцем которого является ОАО "Уралвагонзавод" (MOEX: UVZD). "Причина - сезонное повышение спроса и утилизация старого парка. Уже сейчас, согласно экспертной оценке, ощущается нехватка около 2-3 тыс. полувагонов, а при условии планового выбытия к декабрю 2015 г. порядка 20 тыс., их дефицит к концу года может составить уже более 23 тыс.", - говорится в сообщении.

Кроме того, УВЗЛ отмечает, что не последнюю роль в возникшем "технологическом дефиците" сыграла и "несбалансированная передача парка ФГК под управление ЦФТО РЖД". Это привело к "невыполнению грузоотправителями планов по погрузке и заметному росту ставок на предоставление вагонов на спотовом рынке под строительные грузы", отмечает оператор, в общем объеме погрузки которого сейчас приходится на уголь (73,5%), строительные материалы и руду (до 21%).

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс18.09.2015