14-10-16 / 2016
Новости отрасли
Ж/д операторы настаивают на экспериментах с частными локомотивами на сети

Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава) продолжает настаивать на проведении экспериментов по работе на одном участке двух или более независимых от ОАО "Российские железные дороги"  грузовых перевозчиков.

"(Их - ИФ) проведение позволит отработать технологическую и экономическую модели работы частных перевозчиков", - заявил "Интерфаксу" исполнительный директор СОЖТ Алексей Дружинин. После таких экспериментов можно будет говорить и о возможности либерализации сегмента локомотивной тяги. "Согласно позиции партнерства по ключевым вопросам целевой модели рынка, направленной в министерство экономического развития РФ, проведение пилотных проектов по перевозкам предлагается на базе собственных поездных формирований", - добавил CEO объединения.

Также А.Дружинин отметил, что, по мнению СОЖТ, "необходимо организационное обособление - технологическое и учетное - инфраструктурной и перевозочной деятельности внутри РЖД при сохранении юридического единства". "Решение же о возможности юридического разделения необходимо принимать, проанализировав опыт работы в условиях их обособленности внутри ж/д холдинга и результатам пилотных экспериментов" с частными локомотивами.

Изначально проект целевой модели развития (ЦМР) рынка грузовых перевозок в РФ, разрабатываемый Минэкономразвития на срок до 2020 г., предусматривал проведение экспериментов по допуску на сеть локальных перевозчиков - "на 10-20 маршрутах в рамках организации новых "пилотных" проектов, в том числе на основе технологий перевозок собственными поездными формированиями". Это, по мнению ведомства, позволило бы принять решение о целесообразности дальнейшего развития конкуренции в сегменте перевозок грузовых ж/д перевозок.

Однако РЖД настаивают на том, чтобы сделать документ более долгосрочным - до 2025 г., прописав в нем условия и этапы привлечения частного капитала в сегмент тягового подвижного состава. В сентябрьском письме Минэкономразвития президент компании Олег Белозеров предложил сохранить за ней статус монопольного общесетевого грузового перевозчика и владельца инфраструктуры до 2020 г. и изменять его, только если монополии не будет хватать на поддержание и обновление производственных фондов тех средств, которые высвободятся после первоочередных мер в этот период.

Чтобы нивелировать финансовый дефицит, к таким мерам "Российские железные дороги" относят постепенное сокращение кросс-субсидирования в тарифах между классами грузов и по поясам дальности, а также переход на долгосрочное (на 3-5 лет) установления тарифов на уровне "не выше инфляции" (одновременно компания должна будет повышать свою операционную эффективность).

"Достигаемая РЖД экономия операционных затрат используется для компенсации дефицита инвестиционных ресурсов в поддержание необходимых производственных фондов (инфраструктура и локомотивная тяга)", - говорится в поправках монополии ("Интерфакс" ознакомился с документом). При этом в случае необходимости между своими подразделениями (в том числе по управлению тяговыми ресурсами и перевозками) компания готова ввести "хозрасчет", а к строительству и последующей эксплуатации новых линий - привлекать другие компании - в рамках концессий или государственно-частного партнерства.

Если запланированные цели первого этапа не будут достигнуты, монополия предлагает предусмотреть возможность выделения перевозочного бизнеса в "дочку" (с правом владения подвижным составом, в том числе вагонами) с исключением кросс-субсидирования как в инфраструктурном, так и в перевозочном тарифе. И только, если и в этом случае не будут достигнуты заданные показатели эффективности, по мнению РЖД, стоит поднимать вопрос о создании конкуренции в перевозочной деятельности и либерализация цен на рынке перевозки. При этом должен произойти полный отказ от кросс-субсидирования и в перевозочных и в инфраструктурных тарифах.

В группе "Трансойл", имеющей третий по величине парк локомотивов в РФ (36 тепловозов и 3 электровоза), агентству также заявили, что в новой целевой модели "необходимо сохранить преемственность положений ЦМР-2015, а также всех программных документов о реформе". "Прозрачность и последовательность в осуществлении "целевой модели-2020" обеспечит возможность планирования производственной деятельности, и как следствие активизации инвестиционной активности", - уверен представитель компании.

Совет операторов железнодорожного транспорта был создан в 2009 г. для защиты интересов крупнейших игроков вагонного рынка, в 2011 г. получил статус саморегулируемой организации. Сейчас в состав партнерства входят три десятка компаний, контролирующих около 70% зарегистрированных в РФ вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс14.10.2016