01-04-15 / 2015
Новости отрасли
Ж/д операторы начинают платить за нахождение вагонов на путях после выгрузки

Владельцы вагонов с 1 апреля будут платить ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД) за сверхнормативное нахождение подвижного состава на путях общего пользования после выгрузки.

В среду вступают в силу соответствующие изменения в Устав железнодорожного транспорта РФ и федеральный закон "О железнодорожном транспорте в РФ", напоминает пресс-служба РЖД. Документы были подписаны президентом РФ Владимиром Путиным еще 31 декабря 2014 г., но начинали действовать лишь по истечении 90 дней после этого.

Фактически речь идет о завершающем нормативном решении, которое должно упорядочить порожние вагонопотоки. Первый шаг в решении этой проблемы был сделан в начале 2012 г., когда Минтранс издал приказ, запрещающий подавать вагоны на станции погрузки без заявки отправителей. Это сразу расчистило сеть на пути к основным центрам зарождения грузопотока. Однако полностью проблемы это не решило: скопления порожнего подвижного состава просто переместились из регионов погрузки в места выгрузки (в частности, на Дальний Восток) и теперь забивают пути там. Сейчас монополия имеет право взимать средства лишь за услуги перевозки груза, а условия оплаты простоя вагонов после разгрузки оговариваются лишь в самом договоре на транспортировку. Если этого не происходит, владельцы вагонов могут фактически бесплатно использовать пути для отстоя неиспользуемых в перевозках вагонов.

Бороться с этим недостатком технологии РЖД предложили именно платностью простоя вагонов. Подготовленный монополией проект поправок в законодательство предполагает, что владелец или грузополучатель обязаны в течение 24 часов убрать вагоны с путей общего пользования (за исключением случаев, когда простой происходит по вине самих РЖД) или предъявить подвижной состав к перевозке, чтобы избежать платы после выгрузки. В противном случае придется заплатить, причем по истечении трех суток - в пятикратном размере за каждые последующие сутки (сами размеры платы должны определяться в соглашении сторон).

После выгрузки груза на подъездных путях порожний грузовой вагон будет подаваться на пути общего пользования только при наличии составленной железнодорожной накладной, также отмечают РЖД. Без перевозочных документов порожний подвижной состав может быть подан с путей необщего пользования на общую ж/д сеть, если имеется необходимость отправки груженых вагонов под выгрузку. Владелец порожнего вагона будет обязан платить за использование путей за все время нахождения спустя 24 часов после выгрузки в местах общего пользования, либо 12 часов с момента, когда подвижной состав подан на общую сеть по договору на эксплуатацию путей необщего пользования или договору на подачу и уборку вагонов.

Поправки в Устав также дают РЖД право перемещать со своих путей на припортовой станции порожние вагоны, принятые с подъездных путей, на другую станцию без оформления перевозочных документов. Подвижной состав будет находиться там до востребованности собственником. Перемещение при этом осуществляется за счет самого владельца вагона. С момента прибытия подвижного состава на станцию перемещения будет также исчисляться плата за использование железнодорожных путей вне перевозочного процесса.

Порядок перемещения и перечень припортовых станций утвердит правительство, они будут прописаны в правилах перемещения порожних грузовых вагонов. "Принятое положение позволит перевозчику своевременно перемещать невостребованные порожние вагоны и освобождать пути припортовых станций для подачи груженых вагонов под выгрузку в порту", - отмечает монополия.

"Закон усилит ответственность собственников вагонов и пользователей услуг железнодорожного транспорта и обеспечит своевременную уборку с путей общего пользования порожних вагонов после их выгрузки", - выражал уверенность председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев после принятия документов нижней палатой парламента. Сейчас отсутствие таких норм позволяет ж/д операторам "использовать пути общего пользования фактически для отстоя вагонов".

"Изменения призваны стимулировать участников перевозочного процесса более эффективно использовать потенциал инфраструктуры и подвижной состав. Нормативное время будет устанавливаться договором о транспортировке грузов между перевозчиком и РЖД. Регулировать размер штрафа будет Федеральная служба по тарифам РФ", - отмечал Е.Москвичев. Вступающие в силу нормативные акты вводят плату за "отстой" вагона, за предоставление путей при подаче и уборке вагонов на пути необщего пользования, а также вне перевозочного процесса.

Поправки также вводят и уточняют ряд определений и понятий. В частности, в новой редакции федерального закона "О железнодорожном транспорте" прописывается понятие оператора подвижного состава и контейнеров, учитывающее сложившуюся практику деятельности. Новая редакция Устава также предусматривает, что заявка на перевозку груза в вагонах перевозчика (РЖД) не может быть согласована, если у него нет подвижного состава и контейнеров, "принадлежащих ему и необходимых для перевозок".

Кроме того, законодательно закрепляется необходимость согласовывать отправки порожних грузовых вагонов. РЖД при этом будут вправе отказать ж/д оператору в таком согласовании при отсутствии заявки на погрузку груза или согласия владельца инфраструктуры на прием подвижного состава для временного размещения, либо при превышении объема перевозки пропускным способностям инфраструктуры на маршруте следования. Также вводятся ограничения на перемещение грузовых вагонов на отдельные станции, если грузополучатели не обеспечивают выгрузку или получатели не принимают порожние вагоны. Помимо прочего "Российские железные дороги" смогут вводить ограничения или отставлять от движения подвижной состав в пути следования и исключить массовое скопление вагонов на станции назначения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс01.04.2015