07-06-16 / 2016
Новости отрасли
Ж/д операторы хотят создать свою площадку по обмену свободными вагонами

Президиум Совета операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных железнодорожных операторов) одобрил концепцию площадки по обмену свободным парком, пишет во вторник "Коммерсантъ".

"Ее предложил основной владелец группы "Евросиб" Дмитрий Никитин, курирующий в СОЖТ рабочую группу по развитию технологий в оперировании. Концепция проста: это единая система обмена данными по доступному к аренде подвижному составу, поначалу только для членов совета. Система осуществляет быстрый поиск свободных вагонов на указанной станции, показывает потенциальному клиенту контакты владельца, и они могут договариваться между собой", - пишет издание, добавляя, что пока "платформой для электронных торгов система не оснащена".

Как пояснили газета в СОЖТ, компании смогут оперативно обеспечить замену вагонов в случае их негодности или в тех случаях, когда нужно оперативно привлечь дополнительный парк. "Основные затраты в оперировании - расходы на порожние рейсы. Создание единой системы обмена данными по доступному подвижному составу позволит сократить эти расходы и повысить оборачиваемость вагонов", - отметил представитель партнерства.

Д.Никитин оценивает эффект для отрасли в 70-100 млрд руб. (исходя из оптимизации 20% затрат на порожняк). По его словам, президиум совета утвердил прототип программы, через 2-3 месяца будет рабочий вариант, который предложат членам партнерства, абонентская плата - 5 тыс. руб. в месяц. Подобная инициатива была предложена и в отношении обменного парка запчастей, добавил он: здесь затраты - порядка 7 млрд руб. в год, возможная экономия - "несколько сотен миллионов рублей".

Разработка площадки, позволяющей привлечь ближайший вагон через электронные торги "по модели Uber" - одна из частей концепции Федеральной антимонопольной службы РФ по организации отраслевого "Совета рынка", отмечает издание. Отрасль с осторожностью относится к введению торгов, поскольку не видит возможности справедливо уравнять стоимость услуг, не раз говорили "Коммерсанту" ее участники.

ФАС довольно жестко настаивает на создании такого механизма. Так, при одобрении в марте привлечения "Федеральной грузовой компанией" (ФГК) в аренду вагонов "УВЗ-Логистик" служба рекомендовала ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) размещать на электронных торгах до 50% предложений по перевозкам в полувагонах, а ФГК - размещать не менее 25% предложений по их предоставлению. В мае ФГК разместила на RailCommerce пилотные 1 тыс. вагонов. По мнению генерального директора ж/д оператора Алексея Тайчера, систему торгов наиболее целесообразно создавать на базе РЖД-шной системы ЭТРАН. Она может рассматриваться как часть площадки, добавляют в монополии.

ФАС требует от "Российских железных дорог" согласовать правила и порядок функционирования электронных торгов, сроки разработки, тестирования и внедрения площадки. В РЖД "Коммерсанту" заявили, что поддерживают инициативы снижения транспортных издержек для экономики и вместе с ведомством и участниками рынка "прорабатывают план создания электронного ресурса, который объединит на одной площадке парк операторов". В Федеральной антимонопольной службе газете заявили, что о предложении СОЖТ не знают. "Инновации должны идти из отрасли, а не насаждаться сверху", - заметил при этом Д.Никитин.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс07.06.2016