Вопрос возможности дерегулирования (ослабления контроля со стороны регулятора) тарифов на контейнерные перевозки подняла в ходе делового семинара РЖД-Партнера "Тарифообразование: тарифы РЖД и ставки операторов" действительный член Российской академии транспорта, генеральный директор АНО "Евразийская агрологистика" Алевтина Кириллова.
"Мы не можем полностью дерегулировать ж/д тарифы на контейнерные перевозки, потому что есть постоянные расходы, которые несет железная дорога как сложный технический механизм. И это расходы существую всегда – вне зависимости от того, везет дорога груз или нет, инфраструктура есть, и ее нужно содержать. На содержание и поддержание ее в рабочем состоянии у РЖД всего два источника – тарифная выручка и бюджетные деньги", – объясняет эксперт.
Если сравнивать с автотранспортом, для содержания автодорог государство взымает транспортный налоги и тарифы по системе "Платон". Все остальное – дерегулировано, что и позволяет отрасли вести "ценовые игры", в то время как железная дорога вынуждена работать в жестких тарифных рамках и условиях ограниченной инфраструктуры.
В качестве примера демпинга со стороны автотранспорта А. Кириллова рассказала, что когда в сфере автомобильных грузоперевозок узнали об инициативе 50%-ного возврата тарифной ставки на контейнерную перевозку по ж/д из Ташкента в Москву грузополучателям и импортерам, автоперевозчики "уронили" ставки, таким образом забрав грузовую базу.
"А есть еще вода, которая в навигацию – самый дешевый вид транспорта. Там, где железная дорога конкурирует с водой, мы в навигацию будем иметь такие же "тарифные игры", как с автотранспортом круглый год", – подчеркивает А. Кириллова.
Соответственно, полное дерегулирование тарифов на контейнерные перевозки невозможно. Но баланс между регуляторной частью и желаниями рынка нужно находить с участием регулирующих органов и самого владельца инфраструктуры, а также пользователей услуг и сервисов.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер |
17.04.2025 |