29-06-21 / 2021
Новости отрасли
Зерну покажут путь из Сибири

Сергей Соколов, генеральный директор АО "Новосибирскхлебопродукт"

В ближайшие пять лет производство зерновых культур в регионах Сибири будет расти, что приведет к увеличению экспортных отправок. Есть потенциал для роста экспорта как в восточном направлении, так и в южном – через черноморские порты. Но чтобы его реализовать, нужно гарантировать вывоз заявленной продукции и упростить процесс оформления перевозок, полностью перейдя на электронный документооборот.

Сибирский федеральный округ производит 14 млн тонн зерновых, из которых 2 млн не попадают в переработку, а вывозятся из региона по железной дороге, в том числе на экспорт. Сейчас мы наблюдаем рост производительности в отрасли, в течение пяти лет этот показатель увеличится до 5-6 млн. Это связано, в частности, с появлением семян зерновых и масличных культур, устойчивых к сибирскому климату и заболеваниям. Поэтому нужно создавать дополнительные возможности для вывоза этой продукции.

Мы видим несколько точек роста экспорта. Первая – это Китай и Юго-Восточная Азия. В предстоящем году мы ожидаем увеличения объемов экспортируемой в Китай продукции на 20-25% от фактических отгрузок урожая 2020 года. Однако сейчас ситуация такая, что загруженные и предъявленные к перевозке вагоны стоят неделями на станциях отправления и ждут пропуска из-за инфраструктурных ограничений на Восточном полигоне, и это не совсем правильно. Мы предлагаем разработать такую технологию движения, при которой два дня в неделю были бы гарантированы отправки зерновых. Такой опыт есть и на автотрассах, и на железных дорогах, когда идет ремонт. Если железная дорога будет ориентировать нас исходя из пропускных способностей Восточного полигона, то мы сможем выстроить контрактные отношения под эту механику.

Второе направление с большим потенциалом для экспорта – порты Черного моря. Раньше действовала скидка на перевозку зерновых культур из регионов Сибири по этому маршруту, сейчас ее нет. Мы уже два года предлагаем ОАО "РЖД" инициировать введение такой льготы, поскольку видим рост отгрузки в каспийские и черноморские порты. Периодически железная дорога устанавливает льготный тариф на перевозку в южные порты, но на коротком плече – около 500 км. Думаю, что можно рассмотреть механизм субсидирования перевозок зерновых из Сибири в сторону этих портов на уровне либо Минсельхоза, либо ОАО "РЖД".

Третье перспективное направление – транспортный коридор Баку – Тбилиси – Карс. Отправки по этому маршруту уже выполняли "Татарзернопродукт", "Олесьзернопродукт", Шадринский комбинат хлебопродуктов. Соглашение "РЖД-Логистики" и турецкого оператора предусматривает скидку на транзитный провоз грузинских вагонов по России и, соответственно, российских по Грузии. Мы начали очень хорошо в прошлом году, пока это правило действовало, но за шесть месяцев 2021 года, по информации наших турецких партнеров, скидка так и не была предоставлена. Чтобы развивать это направление, нужна стабильность не только нам, как экспортерам, но и покупателям. Мы пока такую стабильность обеспечить не можем, потому что скидка иногда действует, а иногда нет. Потенциал этого коридора для экспорта российского зерна высокий, поэтому предлагаю сделать прогнозируемый механизм предоставления скидки на перевозку по коридору Баку – Тбилиси – Карс, чтобы комплексная ставка была конкурентоспособна с морским транспортом.

Также хотелось бы перейти полностью на бесшовное оформление экспортных отправок. Остался единственный документ, который не дает это сделать, – фитосанитарный сертификат. Его приходится возить к грузоотправителю, например из Новосибирска 500 км в одну сторону, а это задерживает отправку как минимум на сутки-полутора. Пора уходить от этой практики. Таможенное оформление уже производится в электронном виде – декларация прикрепляется в АС "ЭТРАН". Здесь нужно предусмотреть такую же возможность. Просим "Российские железные дороги" посодействовать в решении этого вопроса с Россельхознадзором. Цифровизация этого документа позволила бы сократить время на отправку груза и улучшить показатели грузовой работы.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок29.06.2021