02-03-21 / 2021
Новости отрасли
Зерну открыли новый коридор

Вчера первая партия пшеницы объемом 500 тонн прибыла в Турцию железнодорожным транспортом по транспортному коридору Баку – Тбилиси – Карс (БТК). Поезд отправлен со станции Татарская (Западно-Сибирская железная дорога, Новосибирская область). Отправка товара поездом позволила сократить время доставки в два раза по сравнению с транспортировкой зерна через порты Черного моря. По мнению экспортера пшеницы, удобство железнодорожного коридора в том, что грузоотправитель может отправлять небольшие партии зерновых грузов в отличие от отправки грузов по морю. В перевозке участвовали ОАО "РЖД" и компании-операторы "РЖД Логистика", Pasifik Eurasia Logistics (Турция), GR Logistics (Грузия) и ADY Express (Азербайджан).

"Возможность нового маршрута с использованием транспортного коридора БТК позволяет не только увеличить прямой экспорт зерновых для предприятий Сибири в Турцию, но и высвобождает портовую инфраструктуру Северного Кавказа для наращивания других перевозок", – сообщил начальник Западно-Сибирского территориального центра фирменного транспортного обслуживания (ТЦФТО) Игорь Сарычев.

По словам Игоря Сарычева, новый железнодорожный маршрут решает проблему накопления судовых партий в портах, а также снижает затраты грузовладельца на транспортировку, так как исключаются перевалка в портах и фрахт судов, что важно для экспортеров зерновых культур из Сибири.

Срок доставки груза потребителю составил около 12 суток, что вдвое быстрее по сравнению с отправкой по морю. Традиционно доставка груза в Турцию осуществляется через порты Черного моря и включает в себя более пяти логистических операций. В их числе перевозка железнодорожным транспортом, перевалка в порту, экспедирование, фрахт судна, перевалка в порту Турции и доставка потребителю. При этом сроки поставки составляют почти месяц.

Как рассказала "Гудку" руководитель пресс-службы компании "РЖД Логистика" Евгения Фисенко, поезд, состоящий из 13 крытых вагонов с зерном, отправился со станции Татарская Западно-Сибирской дороги. Он проследовал через пограничный переход Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан), прошел по территории Азербайджана и вышел в Грузию через пограничный переход Беюк-Кясик – Гардабани. На станции Ахалкалаки (Грузия) произошла смена колесных пар вагонов, после чего поезд отправился по БТК до конечного пункта – станции Карс (Турция).

"Станция Карс является конечным пунктом назначения, там расположен кормовой завод. Продукция сибирских экспортеров будет там переработана. В конце февраля со станции Шадринск к нам отправили еще девять вагонов зерновозов с отрубями", – рассказал менеджер по международному маркетингу Pasifik Eurasia Logistics Ахмет Бурак Ичен.

По словам экспортера пшеницы, генерального директора холдинга "Новосибирскхлебопродукт" Сергея Соколова, это первый опыт сухопутной доставки зерна из Новосибирской области в Турцию. "Наша цель как экспортера – организовать регулярные железнодорожные поставки зерновых в Турцию, минуя морскую перевалку и доставку до непосредственного переработчика внутри Турции, как вид уникального сервиса", – комментирует отправку генеральный директор.

По мнению заместителя начальника Западно-Сибирского ТЦФТО Вячеслава Березовского, на данный момент отправка поездами зерна в Турцию немного проблематична, потому что приходится менять колесные пары на станции Ахалкалаки.

"Временным осложнением технологии доставки является техническая смена колесных пар вагона с ширины колеи 1520 на 1435 мм, – говорит Сергей Соколов. – Количество колесных пар на станции Ахалкалаки (Грузия) ограничено, что пока влияет на количество отправок, однако по контейнерным перевозкам таких ограничений уже нет. В будущем мы планируем отправки и контейнерами, и вагонами, разными видами подвижного состава с Западно-Сибирской и Южно-Уральской железных дорог".

Отправки зерна являются частью экспортной политики и усилий ОАО "РЖД" по освоению транспортного коридора БТК. Данным отправкам предшествовали длительные переговоры экспортеров при участии железных дорог России, Азербайджана, Грузии и Турции.

Прежде в феврале дважды отправились вагоны с отрубями со станции Шадринск от Шадринского комбината хлебопродуктов (КХП). "Татарскзернопродукт", Шадринский КХП и "Алейскзернопродукт" планируют отправлять зерновые грузы регулярно раз в месяц.

"Что особенно удобно, партии отправки зерновых грузов по железной дороге могут быть небольшими в отличие от судовых (3-5 тыс. тонн за одну погрузку). Для экспортеров малого и среднего бизнеса это очень привлекательно и является основным аргументом в пользу железнодорожного транспорта", – подытожил Сергей Соколов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.03.2021